Исследовательская работа учащегося "Камни. Необычное в обычном". Познавательный проект «Мир камней». Опытно-экспериментальная деятельность, подготовительная группа

Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель.

Актуальность проекта: живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

Цель: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.

Задачи:

1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.

4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.

5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Предполагаемый результат:

*У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.

*Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия.

*Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

*Воплощают идеи в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Выявление первоначальных знаний детей о камнях.

Что я знаю о камнях?

Саша: «Камни можно найти в земле, в реке».

Миша: «Все камни твердые».

Лёня: «Камни не сделаны руками человека, значит это природа».

Оля: «Из них делают разные украшения».

Что мы хотим узнать о камнях?

Вика: «Какие бывают камни?»

Лёня: «Что люди делают с камнями? Откуда взялись камни?»

Где найти информацию?

Арсений: «Можно в интернете посмотреть»

Лена: «В журналах разных посмотреть»

Надя: «Спрошу у мамы и папы».

Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Коллекция камней собранная детьми.

2 этап. Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей:

*Опытно-экспериментальная деятельность. Занятие «Мы – геологи».Цель:изучение свойств камней. Задачи:

  • Уточнить представления о свойствах камней: твердость, мягкость, плавучесть, температура.
  • Развивать речь детей: давать описание внешнего вида камней, закреплять умение отчетливо произносить слова; связно, последовательно рассказывать о предмете с помощью таблицы.
  • Воспитывать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
  • Знакомить с профессией геолог.

Предварительная работа: сбор различных камней для коллекции, чтение и обсуждение сказок П. Бажова.

Оборудование:шкатулка с полудрагоценными камнями, письмо, макет горы, ручей, мешочки с песком (кочки), емкость с водой, иллюстрации с сооружениями из камня.

Раздаточный материал: камни по количеству детей, таблицы, карандаши простые и цветные, лупы, монетки. Рабочие фартуки, нарукавники, кепки.

ТСО:ноутбук силлюстрациями сооружений из камня, магнитола со звуками горной реки, музыка.

Словарная работа:геолог, гладкий, шероховатый.

*Ознакомление с окружающим миром: рассматривание атласа «Полезные ископаемые».

*Формирование элементарных математических представлений: Дидактическая игра «Сколько камней в нашей коллекции».

*Коммуникация: составление детьми творческих рассказов о камнях; словесное описание ребенком камня.

*Художественное творчество: рисование акварелью на камнях (дети украсили камни цветами, некоторые расписали в виде насекомых).

*Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

*Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада» (игра проводилась на улице).

*Безопасность: беседа «Как вести себя в лаборатории во время работы» (изучение свойств камней).

*Подвижная игра на прогулке: «Найди свой камень».

*Чтение художественной литературы: сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П. Бажов «Малахитова шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

*Просмотр серии фотографий «Сооружения из камней».
*Сотрудничество с семьей: подбор камней для коллекции.

3 этап. Создали набор из крупных и мелких камней для развития мелкой моторики. Оформили мини-музей «Удивительные камни».

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Познание»

на тему «Путешествие в мир камней»

(старший дошкольный возраст)

Программные задачи:

Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

Развивать у детей представления о самоценности природы;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (геолог, каменщик).

Художественная литература:

А.И. Никитов «Полезные ископаемые», популярные энциклопедии для детей «Все обо всем». Просмотр видеофильмов «Что открывают мне Дольмены», сказок П.Бажова, В. Волкова «Волшебник изумрудного города». Экскурсии по станице Выселки, на стройку, в парк.

Материал:

Компьютерная презентация «Этот удивительный мир камней», «волшебный сундучок» с различными по свойствам камнями;

Опорная схема для описания различных характерных свойств для разных камней;

Коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения (кольцо с рпубином и цирконием), кораллы.

Карта, емкость с водой, молоток, дощечка с салфеткой;

Краски, кисточки, салфетки, баночки с водой, камешки для сувениров;

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Обогащение словаря : природный, искусственный, облицовка, гранит, янтарь, коралл.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы соверши путешествие в удивительный мир камней.(В течение всей НОД педагог с помощью мультимедийной презентации знакомит детей с разными видами камней, их особенностями.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень много говорили о нашей прекрасной планете Земля, о том, что на поверхности Земли растут леса, текут реки, распахнуты равнины и овраги, на Земле много морей и озер, а также возвышаются великолепные горы. Горы образовывались в течение многих – многих миллионов лет из окаменевших остатков растений и животных. Из-за их гигантских размеров люди думали, что горы вечны и неизменны. Но геологи, ученые, которые изучают горы доказали, что горы изменяются и что они не вечны.

Вопрос: Что может разрушить горы? (ответы детей).

Воспитатель: Да, склоны гор разрушаются замерзающей водой, сильными ветрами, скалы вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в холмы и равнины. Также, изучая горы, геологи выяснили, что они состоят из разных пород камней.

Ребята, кто из вас был в горах? Какими они бывают? (ответы детей).

Воспитатель: Да, склоны гор бывают пологими, скалистыми, они состоят из слоев горных пород. Мы с вами много рассматривали иллюстраций, фотографий, где было видно как горы изменялись под воздействием различных условий. Многие камни из нашей коллекции – это как бы кусочки гор.

Задание: Ребята, кто из вас может показать горы на карте. Ребята, как вы думаете, каким цветом на карте обозначены горы? (ответы детей)

Подумайте и скажите, сложно ли найти камни?

Скажите, пожалуйста, где вы можете увидеть камни? (Ответы детей).

Воспитатель: (Показывает на ноутбуке разные виды камней и в натуральном виде.) В природе камней много, есть природные: кварц, графит, пемза, каменный уголь, гранит, гравий, мрамор, щебень, мел, гипс и многие другие, а есть искусственные: керамзит, кусочки кирпича, бетона, пенобетона и газобетона. Все камни отличаются, друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.

Вопрос: Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться? Высказывания детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафтом дизайне для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок. (Просмотр презентации). В нашей станице на Пантеоне Славы на плитах, изготовленных из мрамора, высечены имена погибших на войне. Что же можно сказать о граните? Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников, могильных плит и надгробий. Если каменная глыба большая, то специальными пилами из нее нарезают куски-блоки и укладывают один на другой – получается стена.

Воспитатель: Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели, газовые блоки и пенаблоки. – из них строят дома, здания.

Вопрос: Как называют рабочих, которые работают с камнем на стройке? (Каменщик).

Задание: Мы проведем опыт. Я вам предлагаю сравнить камни (природный и искусственный). Определить их прочность (твердые или хрупкие) – дети молотком ударяют по камню.

Вопрос? Что можно сказать об этих камнях?

Работа с «волшебным сундучком».

Ребята, не доставая камень из ящика вы, используя опорную схему, будете рассказывать о камнях, которые спрятаны в нашем «волшебном сундучке». Например: гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.

Задание: Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Давайте попробуем. Высказывания детей.

Молодцы, ребята, вы очень много знаете о наших камнях, а сейчас пришло время немного поиграть, выходите на середину группы и повторяйте за мной слова и движения.

Физкультминутка:

Ветер по морю гуляет,

Волны в море поднимает.

Волны к берегу плывут,

Камни разные несут.

Белый, красный, голубой

Выбирай себе любой.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, что некоторые виды камней используют для украшения ювелирных украшений, создания картин?

Воспитатель:

Сейчас, ребята, я расскажу вам о других видах камней. Это драгоценные камни. В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию).

Еще в природе существует необыкновенный камень, который называется янтарь. В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его. Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета. Давным-давно из сосен, которые росли на земле, выделялось некое вязкое вещество. На поверхности земли постепенно накопились его огромные количества, и когда земная поверхность изменилась, это вещество было погребено под землей или под водой. В течении миллионов лет оно окаменело или затвердело, превратившись в янтарь, который мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Также янтарь используют для изготовления различных картин.

(Подозвать детей и рассмотреть с ними ювелирные изделия и картины).

Воспитатель:

Ребята, а сейчас я расскажу вам об одном интересном природном явлении.

На глубине тихого и Индийского океанов живут крошечные морские животные, которых называют «коралловый полип». Его маленькое тельце похоже на тело медузы. Скелет полипа растет с наружи его тела. Полип вырабатывает известковое вещество, из которого состоит скелет, похожий на чашечку. Маленький полип прикрепляется щупальцами к старому умершему полипу, растет на нем, затем от него появляется другой маленький полип, а предыдущий умирает. Когда старый полип умирает, живые полипы продолжают оставаться на его скелете. Так происходит формирование коралла. За многие века их столько скапливается на морском дне, что они образуют коралловые леса.

Посмотрите ребята, на это чудо природы – коралл. Что можно о нем сказать? На что он похож?

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили о камнях, о чем слышали раньше. Много узнали нового. Но еще я вам скажу, что из камней можно сделать различные сувениры, расписав их красками. Подходите к столу, выбирайте необходимый для вас материал и приступайте к работе.

Ребята, когда камешки подсохнут, я покрою их лаком и вы сможете подарить тому, кому захотите.

Физкультминутка «Гора»

Стоит гора старушка

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет.

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Раскатились камешки

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Камни и их свойства»

Цель Задачи развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.) Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней. Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предмета. Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе. Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы. Паспорт проекта

Тип проекта Условия Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5 - 6 лет. Дети старшего дошкольного возраста. Мини-музей. Система деятельности. Специальные педагогические воздействия Общественная поддержка проекта родителями, педагогами Паспорт проекта

Этапы Участники, партнеры Подготовительный. Практический. Заключительный. дети старшего дошкольного возраста; воспитатели старших и подготовительных групп; родители детей. Паспорт проекта

Актуальность В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы. Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Подготовительный этап Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни в природе». Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы). Знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм « Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы». Разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала». Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история».

Практический этап Развивающая среда Мини-музей «Камни»

Экспериментально – практическая деятельность

НОД по ОО «Познание» на тему «Путешествие в мир камней»

Коллекция камней

Настольные и подвижные игры «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу» «Шишка – камешек», «Положи скорее камешки», «Смелые верхолазы», «Камешек»

Заключительный этап: Развлечение «Хозяйка медной горы»

Экскурсия: «Геологический музей СЮНа »

Результат Дети могут называть свойства камней. Дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней. Ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека. Дети могут находить сходства и различия у камней. Дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал.

В заключение, хочу сказать, что: Тема «Камни и их свойства» оказалась настолько широка, что задержалась не на 1день, а на 3 недели. За это время ребятишки «побывали» в каменном веке, где узнали, за что человек должен сказать камню «спасибо» - за огонь, за дом, орудия. Так начиналось наше знакомство с первых дней. Мы рассматривали горные пейзажи. Сами становились горами – могучими, строгими – и представляли как от ветра и солнца они разрушаются. Беседовали о жизни в горах. Цвет камня – это радуга в нашем геологическом музее. Ведь не бывает двух одинаковых камней, и названия у них разные, и добывают их по-разному. Коллекция камней стала пополняться и в группе и дома у ребят. На занятии каждый для себя самостоятельно сделал из мела, угля и графита коллекцию «камни пишут». В лаборатории – нашлось не мало опытов с камнями. И, конечно, сказка… Сказочные гномики привели нас в гости к Хозяйке Медной Горы. Путешествие оказалось не только познавательным, но и музыкальным – пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Занятие получилось волшебным, таинственным. И, как в сказке, всё закончилось подарками – 12минералов в домашнюю коллекцию. Родители не остались в стороне, и вместе с детьми (и старшими) приехали в геологический музей СЮНа.


МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Драгоценные

камни

Работу выполнил Лыгин Данил , ученик 6 в класса

Руководитель проекта:

Тихонова Ольга Викторовна


Актуальность

  • В природе существуют минералы, обычно они встречаются виде кристаллов. А кристаллы - это драгоценные камни.
  • Что такое драгоценные камни? Какими свойствами они обладают? Как и где они применяются в настоящее время? Вот эти вопросы заинтересовали меня, и я пытался найти на них ответы.

  • Изучение роли драгоценных камней в нашей жизни

Гипотеза

Я предполагаю: не все люди знают, как используются драгоценные камни в нашей жизни.

В результате ознакомления с моей работой каждый почерпнёт для себя что-то новое, интересное.


Драгоценные камни

Драгоценные камни в медицине

Подарок судьбы

Интересные факты

Исследование

Заключение

Рефлексия

источники


Драгоценные камни

  • Драгоценные камни - волшебное творение Природы. Это минералы, которые обладают красивым внешним видом
  • Добыча драгоценных камней являлась одним из самых древних промыслов.
  • С древних времен люди высоко ценили удивительные свойства драгоценных камней, приписывая им магическую силу. Драгоценные камни сопровождали их повсюду в качестве амулетов и талисманов. Считалось, что амулет защищает своего владельца от зла, а талисман приносит удачу.

3 группы камней:

Ювелирные (драгоценные)

Ювелирно-поделочные

Поделочные камни


Драгоценные камни в строительстве

Мавзолей Итимад-Уд-Даула

Мавзолей находится в городе Агра в Индии. В оформлении здания, как внутри, так и снаружи, были использованы драгоценные камни и золото.


Драгоценные камни в медицине

Недавно учёные из Гарварда нашли способ лечения человеческого организма при помощи бриллиантов.

Многим из вас знаком такой способ - полезно носить свой камень в течение дня возле больного места.



Изумруды

Изумруд - драгоценный камень 1-го класса. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

Главные качества изумруда - его цвет и прозрачность. Натуральные изумруды почти всегда имеют трещины и расколы.


Кроме Антарктиды, встречаются на всех континентах. Ценятся в основном азиатские рубины.

Главными странами-экспортёрами рубинов являются Таиланд и Шри-Ланка. Пользуются спросом также рубины из Восточной Африки, из таких стран, как Кения и Танзания


Применение рубинов

Этот драгоценный камень I категории используется в дорогих ювелирных изделиях.

А также применяется в качестве «камней» в часовых механизмах.

В устройстве лазера применяются синтетические рубины.


Наиболее известные месторождения находятся на территории стран: Россия, Индия,

США, Австралия, Таиланд, Мадагаскар,Шри-Ланка, Китай. В России нет крупных месторождений, в которых сапфир может добываться в промышленных масштабах.

Синие прозрачные сапфиры используют в ювелирных изделиях в виде огранок.


Александриты

Впервые камень был найден на изумрудном прииске в окрестностях Екатеринбурга в 1833 году, он был описан как изумруд и отправлен в Санкт-Петербург. Свойства нового минерала были изучены Львом Алексеевичем Перовским. Смущенный повышенной твёрдостью «изумруда», Перовский также отметил и изменение цвета. Однако, воспользовавшись благоприятным моментом отличиться перед царской фамилией, преподнёс минерал к совершеннолетию Александра (будущего царя Александра II) 17 апреля 1834 года.

Единственным коренным месторождением александритов являются «Изумрудные копи Урала» в России.



Жемчуг - твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюс-ков. Ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.

Жемчуг классифицируется по месту происхождения, т.е.он может быть как морским, так и пресноводным


Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или

розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка.


«Перегрина»

Жемчужины не сохраняются больше 150-200 лет (исключение составляют случаи, когда нет доступа воздуха; при раскопках находили жемчужины в слоях 2000-летней давности). Наиболее старая жемчужина, чья история может быть прослежена, - «Перегрина», принадлежавшая Элизабет Тейлор.


Алмаз - редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.


Подарок судьбы

Ребенок это драгоценный камень – подарок природы. Родители добывают эти камни, а учитель, как искусный ювелир, из алмаза делает бриллиант. Природные неограненные алмазы ничем не примечательны, если не считать их непревзойденной твердости, а именно из-за этой твердости огранка алмазов, как и воспитание детей, по сей день представляет большую сложность. Конечно, первое, что привлекает в детях и драгоценных камнях – это их красота.

Фантазия ювелиров, может быть поистине безграничной. Так и учитель, имея в запасе фантазию и творчество, воспитывает успешную в жизни личность.

Ювелиры высоко ценят природные драгоценные камни. Так и педагог ценит и поддерживает индивидуальные способности каждого ребенка.


Интересные факты

Все драгоценные камни добываются вручную.

Настоящий изумруд дороже бриллианта.

Рубин и сапфир - это одно и то же. Разница между этими камнями только в расцветке.

90% всех добытых алмазов используют в промышленных целях и только 10% попадает на ювелирные прилавки.

Существует «красный изумруд». Это чрезвычайно редкий минерал и добывается он только в штате Юта (США).


Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллинан». Его масса составляла 3106 карат (или 621г), был подарен английскому королю Эдуарду VII. При обработке был расколот на 105 частей.


Исследование

Я провел анкетирование с целью узнать, какое количество населения знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека. В анкетирование приняло участие 110 человек в возрасте от 13 лет и старше .


Проведённый мною опрос показал, что не все люди знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека.


Заключение

Подведя итоги работы над проектом, можно сказать, что драгоценные камни - это минералы, обладающие такими свойствами, как красота, долговечность, редкость.

Задачи, поставленные мною, выполнены.


Рефлексия

Во время работы над проектом я научился:

  • Работать с дополнительными источниками информации.
  • Делать выводы на уровне полученной мною информацией.
  • Узнал много нового и полезного о драгоценных камнях.
  • Делать опрос.
  • Создавать презентации и электронный каталог.
  • Оценивать и анализировать свою работу и работу своих партнеров.
  • Мне понравилось работать над проектом, я узнал много нового и интересного.

Список литературы

1. Андерсон Б. Определение драгоценных камней. - М.: Мир, 1983. - 456 с.

2. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. - М.: Недра, 1983. - 101с.

3. Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. - М.: Недра, 1982. - 240 с.

4. Смит Г. Драгоценные камни. - М.: Мир, 1984. - 560 с.


Интернет-ресурсы

  • http://www.jawahr-goldmagazine.com/userfiles/image/2-2010/hhh/00.png - драгоценные камни слайд 1 и 2
  • http://vinokurov.ucoz.ru/_ph/3/559883217.jpg - Мавзолей Итимад-Уд-Даула слайд 6
  • http://www.smolensk2.ru/images/img_26797.jpg - бриллиант слайд 7
  • Слайд 8:
  • http://cs9965.userapi.com/u81955157/-6/x_4f98b4c6.jpg - изумруд
  • http://ivanovoivanovo.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg – рубин
  • http://lifeglobe.net/media/entry/597/02ae13f122c9_3.jpg - сапфир
  • http://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpghttp://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpg - александрит
  • http://www.unc.edu/~ksburton/lapidary/images/Pearl1.jpeg - жемчуг
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/318/58318597_1272361268_starofafrica3.jpg - алмаз
  • http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4437837 - слайд 9 изумруд
  • http://www.dragkamen.ru/images/izumrud4.jpg - слайд 9 - кольцо с изумрудом
  • http://ru.wikipedia.org

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская общеобразовательная школа»

Камни. Необычное в обычном.

Выполнил: Колесников Семён,

ученик 2 класса МБОУ «Калининская СОШ»

Руководитель: Гончаренко Л.М.

2013

Содержание

I. Введение

II. Основная часть. Мои исследования по теме «Камень. Необычное в обычном»

1. Анкетирование

2.Как на Земле появились камни?

3. Истории камней

IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»

V. Выводы

VI. Список литературы

Выбор темы исследования. Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки Ташеба, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.

Мне захотелось узнать:

Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?

Как они называются? Зачем нужны камни?

На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.

Цель исследования. Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.

Задачи исследования.

    Найти и изучить литературу по данной теме.

    Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.

    Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).

    Собрать коллекцию камней, которые использует человек.

Гипотеза исследования. Я могу предположить: 1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    анкетирование;
    наблюдение;

    сравнение,

    обобщение.

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я расспросил родителей, прочитал книги по данному вопросу, поработал в Интернет-сети. Вот результаты моего исследования.

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие

19 человек. Возраст - 8 лет.

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

13 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

6 чел.

Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.

17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

2 чел.

Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?

9 чел.

10 чел.

Как человек использует камни?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

8 чел.

Ты хочешь больше узнать о камнях?

16 чел.

3 чел.

Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.

Что такое «камень»?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи, топоры, иглы, копья. Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком.

В словаре я нашел значение слова «камень».

«Камень – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также отдельный кусок, обломок такой породы».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней.

Как на Земле появились камни?

Камни различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях.

Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Так образовались гранит и базальт.
Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

Истории камней.

Камень первый: каменный уголь.

Этот камень я нашел в нашем дворе. Он черного цвета, с блеском, на ощупь шершавый, твердый, прочный. У камня есть одно замечательное свойство – он в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. Это – каменный уголь.

Откуда он взялся?

Все началось много миллионов лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни, деревья погибали и падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений. Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердел, каменел и превращался в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался, то постепенно превращался в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Это лучший сорт угля. Он горит почти без дыма и дает много тепла.

При горении уголь дает много тепла. Вот почему человек использует его как топливо.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

На карте «Полезные ископаемые Хакасии» есть черные квадратики – это условные знаки месторождения каменного угля.

Недалеко от нашего села Калинино расположен город Черногорск. Его называют городом угольщиков. Свое название Черногорск получил от Черной горы, это настоящая кладовая угля. Запасы угля в Черногорском месторождении составляют сотни миллионов тонн. Этого угля хватит на десятки лет вперед. А запасы Бейского месторождения - около одного миллиарда тонн. В Хакасии есть еще Изыхское и Аскизское месторождения каменного угля.

Камень второй: известняк.

Этот камень я увидел дома, когда родители готовились к побелке. Если его разварить, то получится известка. А сам камень называется известняк. Известняк - это белый или беловато-серый камень, он оставляет белые следы на руках.

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом. Люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря. Конечно, сейчас моря в этом месте нет, но оно было много миллионов лет назад (тогда материки, океаны и моря располагались не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок образовались постепенно толщи известняка.

Когда нужны крупные, ровные камни известняка, их выпиливают в карьере особыми пилами. Если же необходимы мелкие, неровные камни, их добывают с помощью экскаватора.

Это очень полезное ископаемое. Ни одна стройка не обходится без известняка. Он расходуется на выработку цемента, который нужен для скрепления между собой строительных деталей: кирпича, плит, блоков. Из известняка получают известь, которая идёт на побелку стен, потолков. Известь так же входит в состав штукатурки. Она даже входит в состав стекла.

В нашей республике есть свои месторождения известняка (на карте они обозначены белым квадратом с диагоналями). Лучшие из них находятся в нашем Усть –Абаканском районе (это Уйбатское и Уленьское месторождения) и в Боградском районе (Лощинское месторождение).

Камень третий: мрамор.

А этот белоснежный красивый камень принес в школу мой одноклассник. Это мрамор. Учительница сказала, что мрамор – это тоже известняк. Если известняк погрузится на большую глубину (например, при землетрясении, извержении вулкана), то под действием высоких температур и огромного давления он превращается в прекрасный мрамор.

Мрамор очень прочный и твёрдый. Он удивляет нас различным цветом и рисунком. Мрамор хорошо полируется. Отполированный, он становится гладким и необыкновенно красивым. Поэтому мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах, на станциях метро.

В Хакасии есть свои большие запасы мрамора (условный знак на карте – ромб с одной диагональю). Это Кибик-Кордонское месторождение недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, оно - одно из старейших месторождений мрамора в России. Мрамор этого месторождения использовали при облицовке станций метро в Москве и Санкт –Петербурге.

У известняка есть ещё один «родственник», с которым знаком каждый школьник. Мы пишем и рисуем им на доске, асфальте. Это мел. Он, конечно, мало похож на камень: менее прочный, легко раскалывается на кусочки, крошится. Но при этом мел – наш незаменимый помощник в школе.

Практическая часть . Моя коллекция «Мир камня».

С помощью родителей я собрал коллекцию декортивно-поделочных камней, которую назвал «Мир камня». Подготовил сообщение о своей коллекции, слайдовую презентацию и выступил перед одноклассниками, а также на школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов.

Сообщение

Проект « Эти удивительные камни»

Образовательная область – познание.

Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта – сентябрь 2014 г. - май 2015 г.

Участники проекта – дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта

Предметно – развивающая среда

Изготовление макета «Горы и вулкан».

Оформление выставки «Фотоматериалы «Эти удивительные камни».

Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?».

Раскраски «Украшения».

Экскурсия в магазин «Мир камня».

Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня».

Рассматривание коллекции камней.

Чтение художественной литературы

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: «Что такое вулкан», «Что такое подземные богатства?», «Сказка про каменный уголь», «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?», «О чем шептались камешки?»

Просмотр мультфильмов

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».

Составление картотеки игр по проекту «Эти удивительные камни».

3-й этап. Заключительный (подведение итогов)

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея.

Конспекты занятий (интеграция познавательной и продуктивной деятельности):

«Удивительные камни» (познавательное, нетрадиционное ИЗО);

«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты);

«Кладовая гномов» (познавательное).

Опыты и практические задания:

«Вода и ветер камень точит»;

«Что у гор внутри»;

«Вулкан».

«Что для чего»

Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».