Кто такая мать кукушка. Почему матери становятся кукушками? Что может помешать настройке этого тонкого механизма

Что общего в поведении мамы и птицы? Кукушка подкладывает свои яйца с еще невылупившимися птенцами в чужие гнезда. Мама-кукушка тоже перекладывает заботы о собственном ребенке на кого-то другого - на бабушку или няню.

О чем важно помнить?

Чтобы ребенок не стал препятствием на вашем жизненном пути, не вызывал раздражение и досаду, родите его в подходящее для вас время. Организуйте свою жизнь так, чтобы вас не отвлекали сомнения «родить или нет», экзамены, карьера, профессиональные задачи.

Настройтесь на роды, на появление в вашей жизни нового человека, о котором нужно заботиться, тратя почти все свое время. Избегайте любых стрессов, не ввязывайтесь в ссоры и конфликты на работе, со знакомыми и близкими.

Примите ребенка как дар судьбы: именно с такой внешностью и такого пола. Отложите на время все свои дела, с радостью и удовольствием посвятите свою жизнь уходу за ребенком в первые годы его жизни. Помните, что в первые дни, месяцы, годы жизни наиболее активно развиваются эмоции, способность к общению, к человеческим контактам, особенно с мамой.

Мама-следователь

Мама-следователь очень энергична, эмоциональна, любопытна. Это женщина властная и знающая.

Завышенные требования, неумение оценить способности своего ребенка, дать ему право на ошибку могут привести к тому, что малыш сначала попробует говорить не все, скрывать или врать, лишь бы избежать упреков и наказаний. А потом могут появиться капризы, упрямство, невротичное поведение ребенка.

Источник фото: pixabay.com

О чем важно помнить?

Нельзя копить недовольство поведением своего ребенка, чтобы, выбрав время, лавиной выплеснуть все «материалы следствия» на сына или дочь.

Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Если вдруг наступит момент, когда он не захочет выполнять ваши требования - «Не хочу! Не буду, и все!», - выясните причины такого поведения. Может быть, ребенка не устраивает не само требование, а ваш авторитарный, жесткий тон.

Правил и запретов нужно немного, но они должны быть постоянными и логичными.

И Самый главный совет. Если вы чувствуете, что не правы, что ваша воспитательная тактика напоминает позицию следователя, имейте мужество признаться в этом! Часто мама, боясь потерять авторитет в глазах своего ребенка, избегает признавать, что не права. Впрочем, можно не анализировать и не признавать своих ошибок в воспитании, только чего вы в таком случае добьетесь и что вас ждет?

Мама - Баба-яга

Эта мама пытается добиться послушания ребенка, запугивая его требованиями, добиваясь послушания гневом и раздражением. Если маленький человек поступает по-своему, то чаще всего следует наказание, в том числе физическое.

Баба-яга грубо и безапелляционно разговаривает с детьми, только она знает, что и как делать, - поэтому она указывает, командует, понукает, принижает чувство их достоинства, не допускает самостоятельности детей. Она легко раздражается и выходит из себя. Может кричать и ругаться.

Мама приходит в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по ее мнению, опасностью ребенку, и «заражает» малыша своим состоянием напряженной тревоги и страха. Перекладывает груз своей напряженности на плечи неокрепшего еще человека - сына или дочери.

О чем важно помнить?

Учить детей уму-разуму, конечно, нужно. И объяснять, и руководить тоже. Но все хорошо в меру. Нет нужды в постоянном давлении на ребенка, контроле, запугивании, потому что рано или поздно начнется никому не нужное противоборство с его волевым началом, с формирующимся «Я».

Создайте жизнерадостную атмосферу в семье, чаще смейтесь, шутите, играйте с ребенком. Не подвергайте маленького человека непосильным переживаниям, пусть растет счастливым.

Мама-Царевна

Бывает трех типов - строгая Несмеяна, холодная Снежная королева, мечтательная Спящая красавица. Все они похожи друг на друга.

  • Мама - Царевна Несмеяна

Царевна Несмеяна слишком «правильно» воспитывает ребенка, потому что больше всего боится его избаловать. Она требовательна и принципиальна, честолюбива и обязательна, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости, всегда чем-то обеспокоена и озабочена. Несмеяна любит иронизировать, выискивать недостатки, поучать, стыдить, читать мораль, давать указания. Эта строгая и чопорная мама сама не смеется, а шум, веселье и беготню детей считает пустым времяпрепровождением и баловством.

  • Мама - Снежная Королева

Эта мама не только строга и непреклонна, но и высокомерна и тщеславна. Она повелевает со своего трона, а ребенка окутывает ледяной холод. Между расчетливой и эгоистичной, жесткой и равнодушной мамой и ее малышом - ледяная пустыня. Ей нет дела до переживаний и ошибок, сомнений и тревог маленького человека.


Источник фото: Мы сами жить не умеем. Зачем взрослые дети живут за счет родителей?

  • Мама - Спящая Красавица

Мама Спящая Красавица находится в мире сна и сладких грез. Она никуда не спешит и ни о чем не беспокоится. Эта мама расслабленная и самовлюбленная, разочарованная и ждущая перемен. Разве мама-Красавица должна заниматься бытом, потребностями ребенка, его пеленками или уроками? Нет, ребенок - это слишком большая обуза, для этого есть бабушки.

О чем важно помнить?

Особенность родительского отношения - проекция личностных проблем мамы на ребенка, то есть взрослый обвиняет маленького в том, что присуще ему самому, но не осознается по ряду причин.

Мама не замечает этот недостаток у себя, но отлично видит его у малыша и безоговорочно требует то, в чем сама не является примером. Мама осознанно говорит одно, а делает совсем другое, пытаясь исправить поведение, характер и даже личность ребенка, не стараясь измениться при этом сама.

Ольга Шелопухо

А к какому типу мам относитесь вы?

Еще несколько лет назад отказ от ребенка воспринимался как событие из ряда вон выходящее. Женщина, оставившая свое дитя, становилась предметом укоров, сплетен и косых взглядов. Сегодня же это явления стало простой обыденностью. А случаи, когда матери подкидывают новорожденных к медицинским учреждениям и детским домам уже мало кого могут повергнуть в шок.

Так, 7 октября этого года, в Ялте был найден 7-месячный мальчик Давид, оставленный матерью-кукушкой на одной из отдаленных аллей Массандровского парка. Как позже призналась сама женщина, она специально оставила ребенка в месте, где обычно мало людей.

Так кто и почему отказывается от детей: только ли женщины ведущие асоциальный образ жизни или малоимущие? Ведутся ли специальные работы по профилактики отказов? На эти и другие вопросы корреспонденту Южной газеты ответила ялтинский психолог Людмила Жаринова.

- Почему матери бросают своих новорожденных детей? В чем на ваш взгляд основная причина отказов?

В современном обществе принято считать, что от детей отказываются только асоциальные женщины, которые уже абсолютно потеряны для общества. Другое расхожее мнение состоит в том, что отказ всегда связан с плохим материальным положением. В действительности это не совсем так.

Подавляющее большинство матерей-отказниц можно отнести к малообеспеченным семьям. Причем обычно речь идет не только о низком достатке, но и об отсутствии жилья. Социальный портрет такой отказницы: женщина без образования, постоянной работы, одинокая, не имеющая постоянных источников дохода или зависящая от кого-либо.

Под асоциальным образом жизни мы понимаем наркотическую, алкогольную зависимость, бродяжничество, отсутствие заботы о своих предыдущих детях и т.д.

Также, одной из наиболее распространенных причин отказа является нарушение отношений с близкими. Ребенка женщины не принимают ее родители или мужчина, с которым она встречается, и она боится нарушить отношения или оказаться без поддержки.

Бывают ситуации, связанные с тем, что ребенок нежеланный. В эту группу попали женщины, которые не готовы менять свои жизненные планы из-за ребёнка. Конечно же, это происходит из-за отсутствия некой ответственности за свои поступки. Типичные ситуации: студентка не готова бросать учёбу или брать академический отпуск из-за появления ребёнка; женщина не хочет терять работу и отказываться от карьеры; женщина ждёт ребёнка не от своего мужа или от мужчины, у которого есть другая семья; женщина вместе со своей семьей не готова отказаться от материальной стабильности и устоявшегося быта.

Может ли материнский отказ оставить след в жизни ребенка и в будущем подвигнуть его на подобный поступок уже в отношении своих детей?

Если ребенка недолюбили в детстве, то вряд ли он сможет подарить эту любовь другому. Зачастую бывают случаи, когда в прошлом брошенные девочки идут по стопам своих матерей. У них отсутствует присущий здоровой женщине материнский инстинкт. То есть, в них также нет той ответственности, которая присутствует в нормальных матерях. Однако мама-кукушка может быть и из полноценной семьи, но при этом не получать должной любви и заботы. Ребенок усваивает ту среду, в которой он рос, и именно эта среда дает ему установку на дальнейшую жизнь и поступки. И эта психологическая травма может в будущем ее подвигнуть на такой шаг. Но этого можно избежать. Если во время помочь ребенку, если во время объяснить и на примерах показать истинные жизненные ценности, то возможно все можно будет исправить. Но все очень индивидуально и на прямую зависит от психологической конституции человека.

Существует ли какая-то профилактика отказов, психологическое воздействие на матерей, которые хотят оставить своих детей?

В перинатальных центрах должны выявлять психические особенности каждой роженицы и уже, исходя из этого, думать как с ней работать. При общении с психологами раскрывается психологический портрет женщины и становится понятно, готова ли она оставить своего новорожденного ребенка либо она будет растить его в любых ситуациях. Специалист проводит встречу с женщиной, устанавливает контакт, выясняет ситуацию и причины отказа, выясняет, готова ли женщина на дальнейшее взаимодействие. Он не убеждает изменить решение, а помогает побудить материнский инстинкт. По итогам встречи принимается решение: работать ли над сохранением ребенка в кровной семье или для ребенка будет лучше другая траектория — усыновление приемными родителями. Если начинается работа, то специалист вместе с женщиной разрабатывает план совместных действий: что делать, чтобы преодолеть проблемы, которые послужили причиной отказа. Чтобы исключить желание матери оставить своего ребенка, нужно об этом говорить, говорить, чтобы люди слышали. В этом могут помочь СМИ, общеобразовательные структуры, профилактические центры.

Если после профилактических работ женщина все же решает забрать ребенка, может ли быть, что со временем к ней опять придет чувство того, что этот ребенок ей не нужен ?

В этой ситуации опять речь может идти только о зрелости и ответственности женщины. Она может послушать врача и под впечатление от его слов забрать ребенка домой. Но это не значит, что в ней проснется материнская любовь и ласка, это не значит, что она полюбит своего малыша. Ответственность за его воспитание будет лежать на бабушках, дедушках, но никак не на ней. Чтобы женщина любила и берегла своего ребенка у нее вместе с его рождением, а может и до, должна родиться любовь к нему. Женщина сама должна прийти к тому, что она мать, что она ответственна за жизнь маленького существа, которое в ней нуждается как ни кто другой. В иных случаях, на мой взгляд, все профилактические работы, переубеждения и уговоры ни приведут к ожидаемому результату.

Всегда ли отказ является негативном фактором в дальнейшей судьбе ребенка?

Конечно, ребенку нужно расти в полноценной семье, со своими родными родителями. Это его здоровая потребность и право. Однако если это асоциальная семья, психически не здоровая семья, то с уверенность могу сказать, что в этом случае для ребенка будет лучше, если его оставят в детском доме. Естественно ни один детский дом, ни один дом малютки и сиротский приют не смогут дать маленькому человеку ту любовь и заботу, которую заслуживает каждый из нас, поэтому самый оптимальный и в данном контексте идеальный вариант — это приемная семья. Ведь столько семей, которые мечтают о детях, но не могут их иметь.

Чем обусловлено то, что некоторые мамы-кукушки, спустя какое-то время хотят вернуть своего брошенного ребенка?

Если мать со временем принимает решение вернуть своего ребенка, то она должна быть готова к трудному пути. Она должна доказать свои материнские чувства, свою зрелость, мудрость. Она должна показать органам опеки, что она действительно созрела для того, чтобы растить ребенка и что больше ничто не повлияет на ее решение. В первую очередь желание вернуть оставленного малыша обусловлено тем, что женщина выросла, она созрела и в ней проснулись те материнские чувства, которые должны были родиться еще вместе с ребенком. Такое позднее развитие связано с интеллектуальной отсталостью женщины, с ее безответственностью Другим фактором может являться материальная стабильность, которой на момент рождения малыша не было, а может и осознание того, что ребенку от мамы нужна только ее любовь и ласка.

История брошенного в Массандровском парке 7-месячного мальчика Давида никого не оставила равнодушным. Огромное количество совершенно незнакомых людей со всего региона приняли участие в поисках горе-матери малыша, оказывали помощь ребенку, после того как его привезли в одно из медицинских учреждений Ялты, приносили вещи, игрушки, продукты. В социальных сетях даже появлялись посты желающих усыновить ребенка. И я уверена, что уже совсем скоро малыш найдет настоящую семью, любящую маму, которая обогреет его своим теплом и окружит заботой, которые так нужны всем деткам.

В настоящее время маленький Давид находится под наблюдением органов опеки и по всей видимости в скором времени будет передан в приемную семью. В отношении же его биологической матери, по информации правоохранительных органов, планируется инициировать дело о лишении ее родительских прав.

К сожалению, истории жестокого и даже преступного отношения к детям все чаще случаются в нашем обществе. И вряд ли в этом стоит винить только тех, кто оказался в центре очередной резонансной ситуации. Согласитесь, общество должно уметь не только осуждать и порицать, но еще и нести ответственность. Ком проблем, связанных с неудавшимся материнством, настолько огромен, что сдвинуть его с места мы можем только сообща. Главное не быть равнодушными, ведь чужих детей не бывает.

Во время Второй мировой войны нацисты провели на детях такой эксперимент. Сначала они отобрали совершенно здоровых физически и психически мужчин и женщин. При этом проследили, чтобы у них не было наследственных заболеваний.

Двадцать рожденных у этих родителей детей отобрали у матерей сразу же после их появления на свет и начали воспитывать в специальном детском доме. Нацисты стремились создать сверхлюдей «чистой» расы.

Из сообщений воспитателей, принимавших участие «в выращивании людей новой расы», выяснилось, что все 20 детей сильно отставали в развитии. Эти дети не играли, были грустными и подавленными, не проявляли интереса к окружающему миру, сосали пальцы, поздно научились говорить, навыки опрятности приобретали только после пяти лет. Некоторые дети оценивались как «идиоты».

Что же произошло? Почему дети, которые родились генетически здоровыми, хорошо питались и жили в прекрасных условиях, не стали веселыми, озорными карапузами? Какие причины отставания их психического развития?

Ответ оказался простым. Без материнского тепла, без человеческого общения не может сформироваться полноценная личность. Сон, еда и уход - это еще не все, что нужно ребенку для того, чтобы стать человеком. Малышу нужно ощущать искреннюю заботу и участие, слышать звуки голоса, обращенного к нему, видеть улыбку взрослого, смотреть ему в глаза, разговаривать с ним, петь ему, гладить его.

Такая же картина - задержка развития у детей - возникла в домах ребенка в США и странах Европы. Малыш переставал улыбаться, часто плакал, терял аппетит, взгляд его был устремлен в одну точку, движения становились все замедленнее, жизнь в нем постепенно гасла. В чем дело? Стали лучше кормить - не помогло. Подумали - инфекция. Детей изолировали друг от друга. Но что случилось дальше? Количество заболеваний резко увеличилось. Только после этого заметили, что симптомы болезни напоминают тоску и печаль, страдание, которое испытывает человек, потерявший близкого. Это заболевание назвали госпитализм.

Совсем маленький ребенок не биологическая игрушка, а человек, страдающий без общения, без ласки и заботы своей мамы.

Болезнь научилась лечить одна из нянь детского дома. Она быстро вылечивала самых безнадежных малышей. Делала она это очень просто - привязывала ребенка к себе и ни на минуту не расставалась с ним. Работает или спит - малыш постоянно рядом. Больной ребенок постепенно оживал как засохший бутон...

Оказалось, что самый опасный и уязвимый для заболевания возраст - 6-12 месяцев. Общение с мамой в этот период приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В этот период ни в коем случае нельзя лишать ребенка общения с матерью. А уж если мама очень занята, ее должен заменить близкий человек, который постоянно будет общаться с ребенком. Лишенный теплого человеческого общения малыш впадает в тоску, а его личность травмируется. И не только личность. Замедляется его психическое развитие.

Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, которую получает личность, заживает, но шрам остается на всю жизнь.

В Америке провели наблюдения за 38 взрослыми людьми, которые в детстве болели госпитализмом. Только семь из них смогли хорошо приспособиться к жизни, стать обычными, нормальными людьми. Остальные обладали различными психическими дефектами.

Связь между мамой и ребенком - наиболее сильная человеческая связь. Чем сложнее живой организм, тем дольше он зависит от матери. Малыш не может развиваться без такой связи с мамой, слишком раннее ее прерывание может стать угрозой для жизни ребенка. Чтобы жить, человеческому ребенку недостаточно просто есть, пить, спать, находиться в тепле, ему необходима связь с мамой.


Как же ведет себя мама-кукушка?

Что общего в поведении мамы и птицы? Кукушка подкладывает свои яйца с еще невылупившимися птенцами в чужие гнезда. Мама-кукушка тоже перекладывает заботы о собственном ребенке на кого-то другого - на бабушку или няню.

Причин такого поведения может быть несколько:

  • необходимость много работать, чтобы не лишиться привычного заработка;
  • необходимость учиться, чтобы получить образование;
  • незапланированное появление малыша;
  • карьера и честолюбивые профессиональные планы на будущее;
  • рождение ребенка - уступка желанию мужа иметь детей;
  • ребенок - лишь средство удержания партнера в браке или способ заставить мужчину заключить брак;
  • мнение, что маму прекрасно может заменить любая женщина;
  • нежелание заниматься пеленками и ползунками;
  • эгоизм;
  • мнение, что для роста ребенку необходимы лишь пища и уход;
  • незнание элементарных законов развития ребенка.

Вы можете возразить: нет ничего особенного в том, что мама занята, а заботу о младенце взял на себя кто-то другой. Может быть, несправедливо считать работающую после родов женщину кукушкой, бросающей своего птенчика? Безусловно, каждая семья без подсказок решает, как растить ребенка, кто займется воспитанием новорожденного. Но если вопрос о том, кто будет зарабатывать, а кто воспитывать ребенка, будет решен до появления малыша на свет - выиграет вся семья.

Ведь и для малыша, и для его мамы будет лучше, если они будут рядом, если мама сделает паузу в своих делах и заполнит ее только заботой о появившемся на свет малыше.

Мама, которая никуда не спешит, склоняется над спокойно спящей крошкой, и малыш, который ощущает мамино дыхание и ласковую улыбку. Идеальная картина, не правда ли?

Возникает еще один вопрос: есть ли основания переживать о полноценном психическом развитии только что родившегося младенца или 2-4-месячного малыша? Ведь ребенок пока еще ничего не смыслит, лишь через 7-8 месяцев он начнет понимать и произносить первые слова. Может быть, первое время мама займется своими делами, а потом воспитанием подрастающего ребенка?

Долгое время и родители, и воспитатели считали, что новорожденный «ничего не смыслит», пока ученые не обратили внимания на такое явление, как госпитализм.

Ученые пришли к выводу, что воспитанием надо заниматься с первых дней жизни ребенка. Улыбка, ласковые слова, прикосновения к тельцу малыша - из этого складывается неуловимая и такая важная форма воспитания, которую назвали непосредственно-эмоциональным общением с ребенком.

Оказалось, что для полноценного психического развития с первых дней жизни ребенку необходимо общение, общение приносит малышу ощущение эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом мире.

Как не превратиться в маму-кукушку?

Что нужно сделать заранее:

  1. Чтобы ребенок не стал препятствием на вашем жизненном пути, не вызывал раздражение и досаду, родите его в подходящее для вас время. Организуйте свою жизнь так, чтобы вас не отвлекали сомнения «родить или нет», экзамены, карьера, профессиональные задачи.
  2. Настройтесь на роды, на появление в вашей жизни нового человека, о котором нужно заботиться, тратя почти все свое время. Избегайте любых стрессов, не ввязывайтесь в ссоры и конфликты на работе, со знакомыми и близкими.
  3. Примите ребенка как дар судьбы: именно с такой внешностью и такого пола. Отложите на время все свои дела, с радостью и удовольствием посвятите свою жизнь уходу за ребенком в первые годы его жизни. Помните, что в первые дни, месяцы, годы жизни наиболее активно развиваются эмоции, способность к общению, к человеческим контактам, особенно с мамой.
  4. Не спешите отдавать малыша в ясли, помните о том, как необходимы ему мамино тепло и любовь. Не передавайте ребенка на попечение кому-либо, не оставляйте его одного.
  5. Когда ребенок займет большую часть вашего времени, не забывайте о муже, помните, что ему тоже нелегко. Как можно раньше вовлекайте папу в процесс ухода за малышом, с радостью, без ревности наблюдайте за общением отца с ребенком.
  6. Проанализируйте ваши отношения с родителями в детстве. Если вы считаете, что они допускали ошибки, не переносите их автоматически на отношения со своим ребенком.
  7. Вы должны время от времени пересматривать свою воспитательную тактику, чтобы заметить в ней ошибки и, если необходимо, исправить их.
  8. Воспитывая малыша, учитывайте особенности его темперамента, характера, личности. Не старайтесь искусственно ускорить развитие ребенка, не торопитесь в таком важном деле, всему свой срок.
  9. Как можно чаще общайтесь, играйте с ребенком и его друзьями, сочувствуйте переживаниям малыша и одновременно старайтесь обходиться без чрезмерной опеки и беспокойства.
  10. Научитесь замечать изменения в поведении ребенка:
  • плохое настроение;
  • плаксивость;
  • психологический дискомфорт и нервность;
  • появление тревожности и страхов;
  • чрезмерная обидчивость;
  • капризность;
  • утомляемость;
  • расстройство сна или аппетита.

Разбирайтесь в причинах изменения поведения ребенка вместе с супругом, но без криков, оскорблений и упреков.

Кукушка - птица, которая подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Часто так называют в просторечии женщин, которые оставили своих детей на попечение родственников, друзей или просто бросили. Большинство считает, что поступают так только выходцы из социально-неблагополучных, маргинальных слоев, которые сами не росли в нормальных услоавиях, а потому не видят ценности в собственных детях. Но меж тем и среди вполне благополучных семей, далеких от маргиналов, есть свои кукушки. Хотя внешне все приличия, вроде бы, соблюдены.

Жанна - выпускница эстрадно-джазового факультета. Петь хотела всегда, уже на втором курсе появилась своя группа, гастроли, поездки, ночные клубы. Влюблялась. На четвертом курсе объектом ее страсти стал гитарист группы. По словам Жанны, он такой сильной любви к ней не питал. Однако, Жанне хотелось, чтобы все было так, как она себе это видела - свадьба, долгая жизнь, совместное творчество. Со свадьбой получилось. А дальше - то, что казалось естественным: ребенок. Отец себя не показал отцом - часто уходил по ночам, объясняя этой работой (отчасти, может быть, так и было), Жанна рвалась за ним, ребенка оставляла на мать. На шестом году жизни маленькой Нади брак их дал трещину. «Ну конечно! - сказала мать Жанны, - с чего ему быть хорошим мужем? Ни нормального дома, да и что такое одна дочка? Ты бы ему мальчика родила...» И Жанна родила. Её муж, Иван, поначалу стал больше проявлять интереса к детям. Но проблемы супругов никуда не исчезли. Наоборот, они все усугублялись, как и пропасть между ними. Не выдержали оба - каждый стал изменять, появились фактически другие семьи. Однако ни одной из новых семей маленькие дети не были нужны. Родителей им заменили бабка с дедом. А Жанна приезжает по выходным, да и то - когда не поёт.

Большинство тех, кто сталкивается с таким поведением женщины, как правило, осуждает ее. Но у каждого явления есть свои причины - только ли это бессердечие и бесхарактерность матери детей? Попробуем проанализировать.

В истории есть два мотива, характерных для подобных историй. Первый «тревожный сигнал» - замужество, чьим инициатором выступает женщина.

Она сконцентрирована на завоевании мужчины, она стремится привязать его к себе всеми способами. И все ее поведение проникнуто одним стремлением - доказать ему, что она ему нужна. В итоге дети из желанного матерью объекта превращаются в средство. Что интересно, в семьях, где родители рано разводятся и ребенок остается с матерью, таких сценариев почти не возникает.

Сценарий кукушки включается тогда, когда муж остается рядом, но остается таким же не привязанным душой и телом к семье. Он - как бы постоянная вершина, которую надо завоевывать, постоянно закрытая дверь, к которой надо подбирать ключи.

Таким способом он держит фокус внимания на своей персоне - иначе для чего бы он позволил себя «окольцевать»? Часто, недостаточно зрелые внутренне, мужчины такого типа предпочитают, когда их выбирают. Ведь с одной стороны, они львиную долю ответственности могут потом переложить на женщину (это же была ее инициатива!), с другой - они могут с помощью своей недостаточной открытости и внутренней «недоступности» удовлетворять нарциссическое стремление постоянно быть центром внимания другого человека. Оттягивая на себя массу сил женщины, они тем самым подготавливают почву для ее небрежного отношения к детям.

Женщина, в достаточной степени уверенная в том, что муж выбрал ее осознанно, после рождения ребенка погружается в материнские переживания, которые закладывают основу ее будущей привязанности к ребенку. И даже если недостаток внимания относительно супруга вызывает конфликты в семье, в целом, они преодолимы.

Здесь же ситуация иная: «вечно недоступный» муж фактически не дает матери сконцентрироваться на ребенке, постоянно провоцируя ее на ревность, переживания, то есть оттягивая всячески на себя эмоции женщины. Она же, в свою очередь, чувствует, что муж - ее слабое звено, что он так и не убежден в ее нужности, меж тем ребенка можно отложить «на потом» - ведь в своей необходимости ребенку мать может не сомневаться!

А меж тем связь между ними становится все более условной. Особенно когда место матери занимает бабушка - и это второй важный фактор сценария кукушки.

Елена, 35 лет, растет дочка 11 лет. Дочь живет с бабушкой и дедом, в той же квартире еще живет младшая сестра Елены со своей семьей. Вспоминается рассказ Елены: «мама всегда знала, как лучше, что и как следует делать. Когда мы поженились с первым мужем, и родилась дочь, мать постоянно вмешивалась со своими советами, критиковала, а когда я отказывалась вести себя так, как ей казалось правильным, она устраивала сцены. В особенности это касалось воспитания дочери. Мать постоянно считала, что я «не понимаю», «не смогу», «не справлюсь». И в итоге я просто устала с ней воевать. Может быть я и слабохарактерная, однако, мне проще выслушивать упреки раз в неделю, когда я приезжаю повидаться с дочерью, чем каждый день. К тому же, в доме есть еще 1 ребенок - ей есть с кем играть, а я зарабатываю без помех на ее содержание». Елена развелась с первым мужем и через какое-то время вышла замуж. Живет со вторым мужем, дочь из родительского дома забирать пока не планирует.

Сильная, властная мать, даже если она не упрекает, а просто постоянно беспокоится о дочери и постоянно норовит подставить плечо - тоже фактор риска. Это ведь целое умение - помочь своему ребенку стать взрослым, а для того чтобы это случилось, нужно суметь отпустить его делать свои ошибки, нести ответственность и справляться с неудачами. Те мамы, которые плохо понимают это, как правило, развивают у дочерей ощущение, что всегда за спиной кто-то есть, всегда есть, на кого переложить ответственность. А потому можно не взрослеть.

Чтобы материнский инстинкт включился у дочери, его надо освободить от давления инстинкта матери.

Часто приходилось наблюдать ситуации, когда женщины в присутствии таких вот давлеющих матерей хоть и не бросали своих детей, но при этом не могли наладить с ними отношения, то есть не имели авторитета в глазах детей, не могли ничего детям объяснить, часто не удостаивались уважения детей.

Ребенок чувствует, что его собственная мама воспринимается кем-то более сильным примерно на одном уровне с ним, ребенком. И потому отношения мать-ребенок не выстраиваются. Уходя из ситуации, женщина подсознательно стремится решить две проблемы: она отключает внимание матери от себя, переключая его на своего ребенка, и избавляется от миссии, к которой изначально была не готова в силу своей слишком тесной связи с матерью. Таким образом, она как бы дает себе второй шанс повзрослеть, хотя это происходит, увы, за счет исковерканного детства ребенка.

И потому прежде чем принимать решение о детях, не лишне еще раз подумать - кем будет этот ребенок, цель он или средство, и насколько взрослыми и самостоятельными являемся мы, его родители?