Перспективный план по нравственному воспитанию во второй младшей группе. Конспект занятия по нравственному воспитанию в младшей группе Нравственное воспитание детей 2 младшей группы

Конспект интегрированного открытого занятия по социально-нравственному воспитанию во второй младшей группе

Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: учить замечать состояние других и быть готовым оказать им помощь.

Задачи:

    закреплять употребление в речи слова: “Здравствуйте!”, учить в зависимости от времени суток (утро, день, вечер) употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией;

    воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность;

    воспитывать у детей гуманное отношение друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его;

    развивать творческие способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику);

    сохранять и укреплять здоровье детей; развивать сенсомоторный интеллект детей; вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание в нём участвовать;

    развивать речевую активность, умение отвечать на вопросы педагога, проговаривать слова песен, стихов, подвижных игр;

    воспитывать организованность, самостоятельность, внимание друг к другу, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

    Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», «Лунтик», рассказывание вежливых сказок:

«Упрямый котенок», «Вредная ворона»; разучивание «Мирилки»,

разучивание песни: «Паровоз», разучивание игры: «Хоровод дружбы»; разучивание танца: «Барбарики».

Оборудование: волшебный мячик, игрушка Сова, строительный материал – модули, стол, лист бумаги А4, трубочки на каждого ребенка, гуашь, вода, салфетки, волшебный мешочек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Зал оформлен в виде лесной полянки. Дети заходят в зал. Обратить внимание детей на присутствующих гостей. Звучит спокойная музыка.

Вводная часть.

Воспитатель: Мы пришли с вами в зал и что-то забыли сделать! (Ответы детей: “Да, мы забыли поздороваться с гостями”. Дети здороваются).

“Здравствуйте!” - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы ни пришли, в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или встретили знакомого человека, первым делом нужно сказать вежливое слово “Здравствуйте!” А как еще можно поприветствовать друг друга? “Доброе утро!”, “Добрый день!”, “Добрый вечер!”, а если встретили друга, то ему можно сказать: “Привет!”

Ритуал приветствия.

Воспитатель: Ой, смотрите, что это? (выкатывается мячик). Да это же волшебный мячик, он что-то мне хочет сказать (воспитатель приставляет шарик к уху и прислушивается.)

Шарик просит нас поздороваться друг с другом ласково

(Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу мячик).

Например:

– Здравствуй, Настенька!

– Здравствуй, Сашенька!

Воспитатель : Мы с вами вспомнили одно из правил вежливости: “Всюду сначала поздоровайся!” А какие еще вежливые слова мы с вами знаем?

Дети:

Когда вы обращаетесь к человеку с просьбой, не забудьте сказать вежливое слово: “Пожалуйста!”

Получив покупку в магазине, завтрак или обед в детском саду, скажите: “Спасибо!” или “Благодарю Вас!”

Произносить слова “Пожалуйста” и “Спасибо” нужно негромко и дружелюбно, лучше с улыбкой.

Прощаясь, всегда нужно говорить: “До свидания!”

Воспитатель: Мы с вами вспомнили основные правила вежливости. Но их еще очень много. И с каждым годом мы будем знать их еще больше. А пока мы еще маленькие, но уже культурные, вежливые, воспитанные, добрые, дружные.

Появляется сова (игрушка), летает и встревожено кричит: «Беда, беда, помогите, кто-нибудь!»

Воспитатель : Здравствуй, Совушка! Что-то случилось?

Сова: Я к вам прилетела прямо из леса, помощь мне ваша очень нужна! Лучшие друзья – зайчонок и медвежонок опять поссорились! Меня совсем перестали слушаться. У меня одна надежда на вас. Вы же дружные ребята? Вы мне поможете помирить друзей?

Воспитатель : Ребята, поможем? Для этого нам нужно отправиться прямо в лес! Садитесь, дети в наш волшебный поезд, он нас довезет туда, куда надо!

Дети строятся «паровозиком», идут по залу и поют песню:

Едет, едет паровоз,

Чух, чух, чух, чух,

Раздается стук колес

Чух, чух, чух, чух

Я колесами стучу

Чух, чух, чух, чух.

Если надо, прокачу.

Чух, чух, чух, чух.

Паровоз останавливается, перед детьми появляются медвежонок и зайчонок.

Зайчонок: Миша, Миша, ну давай вместе играть, мы же с тобой друзья!

Медвежонок : Не хочу с тобой играть. У меня смотри, какой мячик есть!.

Зайчонок : Но ведь одному играть грустно и тоскливо.

Медвежонок: А мне весело! Я могу подкидывать мяч, могу стукнуть его о землю, а могу просто покатать. Вот смотри.

Зайчонок: Не хочешь дружить со мной и вместе играть, и не надо. Я найду себе другого друга.

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, что же произошло с друзьями? (Они поссорились). Надо срочно их помирить. Пойдемте к ним поближе.

Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Герои: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Вы что поссорились! Ну ничего страшного мы сейчас вам поможем помириться, правда ребята? Сначала я предлагаю построить домик дружбы. Поможете нам? Для этого у нас есть кирпичики.

Игра «Хоровод дружбы» (конструирование из строительного материала – модулей)

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем,

Тук, тук, тук,

Тук, тук, тук,

Кто же к нам стучится вдруг

Воспитатель:

Может это зайки?

Вот забавные ребята,

Это серые зайчата!

Шустро скачут по опушке,

Из травы видны их ушки!

(дети прыгают на двух ногах, имитируют руками движение ушек у зайчат)

Дети становятся в хоровод, идут по кругу и говорят слова:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем,

Двери открываются, детки собираются.

Тук, тук, тук,

Тук, тук, тук,

Кто же к нам стучится вдруг

(дети стучат кулачком о кулачок, прислушиваются)

Воспитатель:

Может это Ежик?

Это я – колючий еж,

Ты рукой меня не трожь!

Быстро по лесу хожу,

А устану – посижу!

(дети грозят пальчиком, шагают на месте, приседают)

Дети берут кирпичики и ставят их в центр круга. Игра продолжается.

Дети становятся в хоровод, идут по кругу и говорят слова:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем,

Двери открываются, детки собираются.

Тук, тук, тук,

Тук, тук, тук,

Кто же к нам стучится вдруг

(дети стучат кулачком о кулачок, прислушиваются)

Воспитатель:

Может, косолапый Мишка??

Я медведь косолапый,

У меня большие лапы!

Я по лесу хожу и малинку ищу!

(дети имитируют походку медведя, наклоняются, «собирают малинку»)

Дети берут крышу домика и ставят на место. Таким образом получается домик друзей!

Игра заканчивается словами:

Вот какой чудесный дом,

В нем мы весело живем!

Воспитатель: Смотрите, Мишка и Зайка, какой домик получился! Вы теперь сможете себе тоже такой построить самостоятельно, если помиритесь!

Ребята, а давайте сейчас расскажем им одну интересную историю. Садитесь, Мишка и Зайка, и смотрите.

Этюд "Поссорились и помирились" (выполняется под музыку)

Цель: Показать связь выразительных движений с психическим состоянием, вызванным отношением к другому.

Жили-были друзья. Они дружили, играли вместе, танцевали, улыбались…(Дети становятся парами, танцуют, улыбаются друг другу, выполняют произвольные движения) Но однажды друзья поссорились! (Дети топают ногой, делают злое, обиженное лицо и отворачиваются друг от друга).ребятам было очень плохо по одиночке и они решили помириться (дети поворачиваются друг к другу, соединяются друг с другом мизинцами и произносят «мирилку»):

Хватит нам уже сердиться!

Веселятся все вокруг,

Поскорей давай мириться:

Я – твой друг!

И ты – мой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

(дети обнимают друг друга)

Воспитатель: Видите, Мишка и Зайчик, как поступают настоящие друзья. Я вы согласны мириться? Тогда подайте друг другу лапки, улыбнитесь, обнимитесь…

Художественное творчество (рисование воздухом) – коллективная работа.

Воспитатель: Скажите, друзья, какое у вас сейчас настроение? Вам хорошо? Весело? Давайте нарисуем волшебный салют, веселый и красивый!

Воспитатель капает на лист капли разноцветной гуаши, а дети раздувают эти капли через трубочки.

Танец «Барбарики»

Воспитатель: Ну вот и хорошо! Давайте вместе танцевать Танец Друзей?

Заключительная часть.

Воспитатель: Друзья помирились, им весело. Давайте и мы улыбнемся друг другу и нашим гостям. А вам, друзья, мы хотим подарить подарок – мешочек дружбы. В этот мешочек мы с ребятами положим свою улыбку(детки подходят, смотрят в мешочек и улыбаются), свое доброе, ласковое сердце (дети жестом показывают), и крепкую, надежную руку помощи (дети машут руками). Воспитатель и дети вручают мешочек дружбы лесным жителям.

Воспитатель: А теперь нам нужно возвращаться в группу, сядем на поезд и поедем.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ - ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-роле-вая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.
У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.
К трем годам наблюдаются качественные сдвнги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух - четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
На четвертом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах.
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается в поддержании чувства радости при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель.учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Трехлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доб-рожелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
В «Программе воспитания в детском саду» отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Так, у детей третьего года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы - быть нужными другим (сверстникам, взрослым).
Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, и с определенной личностью. И нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.
Дети даже четвертого года жизни не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развиты самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляют-ся в одних условиях и не обнаруживаются в других.
Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвертого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не от-
нимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам - это хорошо.
У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных задач нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трехлетних».
К концу третьего года жизни у ребенка появляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенке произошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишь бы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). В небольших степенях негативизм и упрямство - нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер.
Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

доклад

ГБОУ "Гимназия"Свиблово" Доклад на педсовете изопыта работы Тема:"Нравственное воспитание дошкольников во 2-ой младшей по ФГОС" в ДОУ". Выполнила: Полякова Л.В. Воспитатель 2-ой младшей группы I категории

Доклад: "Нравственное воспитание дошкольников во 2 мл. группе

по ФГОС".
Младший дошкольный возраст - от трёх до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей. У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Цель: -формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи нравственного воспитания:
-обеспечивать условия для нравственного воспитания детей; -создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия; -приучать детей общаться спокойно, без крика; -формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; -приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь; -учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; -приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах; Формы и методы. Это НОД: речевое развитие, окружающий мир, художественно- эстетическое развитие (изо, музыкальное) . Окружающий мир. «Моя семья». Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; мы подвели детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. «Мои друзья». Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками,
формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения. На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка». беседы: 1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок: как положительный, так и отрицательный (Марк уступил игрушку Никите,Артур поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Аня отняла игрушку у Таисии, Артём ударил Федю и т. п.) . Такие беседы проводились, не откладывая на потом; 2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы; 3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо? », Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ; 4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное) . Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью». Во время игр учим детей вежливости, умении проявить сочувствие, вниманию и другим нравственным качествам. Главную роль в игре взрослый берет на себя. дидактические игры («Что сначала, что потом», «Азбука настроений»,
«Хорошо-плохо», «Так и не так» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года привлекаем детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучаем детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркиваем пользу труда для всех детей В своей работе используем литературу: Программа обучения и воспитания "От рождения до школы" Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М. : Просвещение, 1979. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. Интернет ресурсы. В течение учебного года в родительском уголке родителям предлагаются консультации «Умеем ли мы общаться? », «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально- личностных нарушений». Привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: · беседы; · консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности» выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; "Мой папа", "День
матери". Для коллектива родителей организуются консультации, групповые родительские собрания, выставки, оформляются информационные и тематические стенды. Каковы же результаты работы? Мы считаем, что задачи, поставленные в начале учебного года, в целом выполняются. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательные друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода. Работа по воспитанию нравственных качеств у детей нами будет вестись и в дальнейшем; мы будем работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания ситуаций. Основная цель работы - формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям. Данная разработка может быть использована педагогом в кружковой работе, в работе по интересам с детьми.

В приложении собраны сказки собственного сочинения, конспекты занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по интересам по теме социально-нравственное воспитание детей.

«В гостях у сказки»

2 младшая группа.

Пояснительная записка.

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Необходимо учитывать потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и вести работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направлять усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

Основным методом данной работы я выбрала рассказывание детям различных сказок, разработанных самостоятельно, с учетом поставленных воспитательных задач.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель:

формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие

Формировать умение определять различные эмоциональные состояния;

Формировать начальные представления о семье, о дружбе;

Воспитывать чувство уважения к другим, а также самоуважения.

Перспективное планирование по социально-нравственному воспитанию во 2 младшей группе.

Тема 1. «Я и мое имя». Сентябрь-октябрь.

Цель: представить каждого ребенка как индивидуальность, признать его значимость для окружающих, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство уважения к другим.

Занятие 1. «Необычный гость»

Задача: познакомить со сказочным персонажем домовенком, придумать для него имя; познакомить детей с правом на имя, воспитывать чувство уважения к другим, к себе.

Занятие 2. «На грибной опушке» (рассказывание сказки)

Задача: продолжать формировать представление о праве на имя, развивать эмоциональную отзывчивость.

Рассказывание сказки «Пушистик»;

Дид. игры «Назови свое имя», «Угадай по голосу»;

Продуктивная деятельность «Грибочки – дружочки».

Тема 2. «Наши эмоции». Ноябрь-декабрь.

Цель: формировать умение определять различные эмоциональные состояния, формировать эмоциональную отзывчивость.

Занятие 3. «Сказка о хмуром ежике»

Задача: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Занятие 4. «Радость - самое светлое чувство» («Сказка про тучку и солнышко»)

Задача: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние, формировать положительное отношение к добрым поступкам.

Дополнительная работа с детьми:

Рассказывание «Сказки про трех зайчиков»;

Игра-превращение «Угадай»;

Игровое упражнение «Настроение»;

Продуктивная деятельность « Рисуем настроение», слушание музыки.

Тема 3. «Моя семья». Январь, февраль, март .

Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Занятие 5. « Моя семья».

Задача: познакомить детей с понятием семья, знать имена своих родителей, воспитывать уважительное отношение к близким.

Занятие 6. «Дом для щенка» (рассказывание сказки)

Задача: воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать представление о семье.

Занятие 7. «Большая семья» (рассказывание сказки)

Задача: продолжать расширять представления о семье, воспитывать чувство взаимовыручки, сплоченности в семье, воспитывать трудолюбие.

Дополнительная работа:

Рассказывание сказки « Мама для дочки»;

Сюжетно – ролевая игра «Семья»;

Тема 4. «Мои друзья». Апрель-май.

Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения.

Занятие 8. « Вот какие мы дружные!»

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; желание и умение считаться с правами других детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость

Занятие 9. «Звери в гостях у домовенка» (рассказывание сказки)

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать начальные представления о дружбе, формировать начальные представления о нормах морали и поведения.

Дополнительная работа с детьми:

Рассказывание сказки « Настоящий друг»;

Игра « Подари камушек»;

Подвижные игры, игровые ситуации, направленные на формирование дружеских отношений между детьми.


Светлана Пахомова
Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Путешествие на Остров Дружбы»

Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе на тему : «Путешествие на Остров Дружбы » .

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Расширять представления о дружбе .

Программное содержание.

1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

2. Формировать у детей понятия «друг» , «дружба » .

3. Развивать элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.

4. Продолжать учить детей переходить через «Узкий мостик» , держась за руки.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

6. Создать эмоциональный комфорт.

Предварительная работа : беседы о друзьях, дружбе , рассматривание иллюстраций, чтение стихов о дружбе , рассказов, просмотр мультфильма «Кот Леопольд» .

Материал. Макет корабля, большой конструктор , цветы, мультимедиа, «узкий мостик» .

Ход НОД.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле . Согласны? Проходите на корабль и занимайте места. Сегодня мы отправимся на Остров Дружбы . Чтобы наше путешествие не было скучным , давайте посмотрим мультфильм. (отрывок из мультфильма про кота Леопольда) .

Скажите ребята, можно ли мышат и кота Леопольда назвать друзьями? Почему?

Жить на свете

Очень туго

Без подруги

Или друга,

И твой щенок

Нестерпимо одинок.

Ребята, а давайте с вами расскажем мышатам про своих друзей. Мышата послушают нас внимательно, и может быть захотят помириться с Леопольдом.

Дети, расскажите, у вас есть друзья? Назовите имена своих друзей и расскажите, как вы с ними играете, почему вы выбрали именно этого человека в друзья? Скажите, у человека может быть только один друг или друзей может быть много?

А если ваш друг пришел грустный, не хочет играть, ни разговаривать, как вы ему поможете?

Как вы думаете, дети могут дружить только с детьми или и со взрослыми тоже? У кого есть взрослые друзья? Расскажите о вашей дружбе .

Дети, все мы с вами целые дни проводим вместе, поэтому мы, как одна семья, как верные друзья, должны жить дружно , не обижать друг друга, играть вместе, уступать и помогать друг другу. Я думаю, что мышатам понравились ваши рассказы о друзьях, и решили подружиться с Леопольдом . (показ отрывка мультфильма) .

Вот мы и прибыли на Остров Дружбы . Но чтобы на него попасть нам нужно пройти по мосту через речку. (Звуки речки) . Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки. (дети шагают по узкому мостику) . Непросто было идти по узкому мостику, но мы дружные , помогали друг другу и смогли перебраться на другой берег. Посмотрите. как здесь красиво, тихо. Дети, а я знаю игру про дружбу . Предлагаю детям взяться за руки. Раскачивая руками, дети произносят слова : Ты и я, ты и я, все мы дружная семья (2-3 раза) .

Как вы думаете, друзья могут ссориться?

Да иногда случается так, что друзья могут поссориться ненадолго, а потом помириться. Покажите, что вы поссорились (дети хмурят брови, делают сердитое лицо, а теперь покажите, что вы помирились (дети делают доброе лицо, улыбаются) .

Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте поиграем в игру «Скажи ласковое слово соседу» .Всем стало очень приятно.

Кто умеет дружить , тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, скажите, а что можно приятного сделать друзьям?

Дети, давайте построим дом из конструктора , где будут жить наши друзья, и обязательно пригласим кота Леопольда и мышат. Какие вы молодцы, дом получился очень хорошим, потому что вы старались сделать своим друзьям приятное. Мы теперь знаем, что такое дружба . И постараемся жить дружно . А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Проходим по узкому мостику на корабль. Все сели удобно? Отправляемся в путь!

На каком острове мы были ? О чем говорили?

-Послушайте пословицу : «Нет друга ищи, а нашел -береги» . Давайте повторим пословицу и постараемся ее запомнить.

(дети под музыку возвращаются в д/с) .

Публикации по теме:

«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты»Интегрированное занятие в средней группе на формирование социально-коммуникативных качеств. Цель:.

.

Конспект интегрированного занятия в средней группе по нравственному воспитанию на тему: «Моя семья». Составила: Воспитатель МДОУ «Детский.

Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Рождественское чудо» Программное содержание: Познакомить детей с праздником Рождество и о его значении. Познакомить со старинными открытками праздника. Расширение.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Здравствуй, гостья зима» Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В рамках тематической.