Проект по дымковской игрушке в доу. Познавательный творческий проект для детей средней группы. Дымковская игра. Особенности производства дымковской игрушки

Защита проекта

г. Михайловка МКОУ СОШ № 3 « Дымковская игрушка »

Руководитель проекта : Слепышева Г.В., учитель начальных классов

Цели проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию школьников.

Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке.

Создать коллекцию дымковских игрушек.

Задачи проекта:

Самостоятельно выполнять исследовательскую и творческую работу.

Обсуждать работу в группе, выбрать удачный вариант для презентации.

Составить и разработать этапы работы над каждой проблемой.

Проблемные вопросы:

Родина дымковской игрушки.

Из чего делают дымковскую игрушку?

Характерные особенности дымковской игрушки.

Сидоров Кирилл

У всех нас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомим вас поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Глазунова Кристина

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Деревня Дымково

Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.

История дымковского промысла и его сегодняшний день по-прежнему вызывают интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?».

Владислав Лизун

Яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали и Белый фон

А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Иголкин Артём

Вот и мы, ученики 3 класса решили исследовать, что же это за глиняная игрушка? Сможем ли мы изготовить её?

Для этого мы попросили своих родителей привезти из нашего карьера глины. Нас, учеников, конечно, в карьер не пустили, но на фотографиях мы видели, как добывают глину.

И так работа началась!

Сначала мы принесли большие куски глины в класс, затем сложили их в ёмкость и залили водой. Долго она у нас « созревала»!

Затем мы её замесили. Это была, пожалуй, самая трудная работа. Мы опять поставили её дозревать на несколько дней.

Пока готовилась глина, мы без дела не сидели. Нам пришлось много поработать и книг перечитать. Сходили в школьную библиотеку к нашей любимой Валентине Михайловне Крюковой. Она нам много интересного рассказала о дымковских игрушках, а затем пришла к нам и на классный час. Она рассказала какие еще бывают игрушки…

Наконец глина созрела и стала мягкой, как пластилин – работа закипела………

Марина Зубкова

Скатали из готовой глины шары и начали пробовать.

Лучше получались барыни, а вот с животными и птицами – сложновато.

Готовые работы мы поставили сушить поближе к теплому месту. Как только игрушки высохли. мы их начали « белить» акриловой краской, затем опять сушить. И только после того, как они высохли, началась самая интересная работа - роспись игрушек.

Галина Валентиновна, наш классный руководитель, рассказала нам об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Показала нам много фотографий, таблиц, слайдов дымковских игрушек.

Ц
ыкункова Алёна

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И не верится, что все это сделано из глины.

Не зря в народе говорят:

« Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит»

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Вот такую интересную и увлекательную исследовательскую работу мы провели в нашем классе, ну а какой получился результат – посмотрите.


Краткосрочный проект для детей подготовительной группы

«Дымковская игрушка»

Участники : воспитанники группы, воспитатель.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность : краткосрочный.

Проблема : выявление и усвоение детьми характерных особенностей лепки и росписи дымковской игрушки.

Актуальность : участие детей в проекте поможет максимально обогатить, обобщить их знания и представления о дымковской игрушке.

Цель : расширение представлений детей о русских народных художественных промыслах и ремеслах.

Задачи :

учить детей выделять элементы народного искусства;

развивать у них творческие способности, восприятие эстетического отношения к народному искусству;

воспитывать осознанное нравственное отношение к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей в реализации проекта: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка) .

Оборудование : глина, синтетические кисточки, стеки, карандаш, ластик, емкость для воды, влажная и сухая салфетки, губка, деревянная дощечка, гуашь, иллюстрации и сами дымковские игрушки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный, теоретический. История происхождения дымковской игрушки.

II. Практический этап.

1. Рисование дымковской игрушки.

2. Лепка из глины дымковской игрушки.

3. Роспись дымковской игрушки.

Предварительная работа :

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме : «Дымковская игрушка» .

2. Чтение сказок на тему ремесел. П. П. Бажов «Каменный цветок» .

Предполагаемый результат :

Умение отличать дымковскую игрушку от других игрушек,

Знание темы и умение рассказать о происхождении дымковской игрушки,

Создание итогового альбома с отражением поэтапной практической части работы над проектом.

Презентация проекта: итоговое мероприятие, которое представляют педагог и 1-2 ребёнка от группы.

I этап. История происхождения дымковской игрушки.

Воспитатель : На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка. Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?

Ответы детей.

Воспитатель : правильно ребята. Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.

Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.

кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу) ; далее следуют предполагаемые ответы детей:

гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;

столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;

портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.

Воспитатель : молодцы ребята.

А также были такие мастера, которые делали из глины игрушки. Одна из таких игрушек - это дымковская игрушка. Эта игрушка появилась более 400 лет назад. Она появилась в слободе Дымково рядом с городом Вятка. Какое необычное слово «слобода» , правда, ребята? Раньше называли слободой, а сейчас называют селом или деревней. Давным-давно в этом городе праздновали праздник "Свистунья". Это был выходной день, весь народ отдыхал. Обязательно была ярмарка, водили по городу дрессированного медведя. Все веселились, и люди приносили на это гулянье свистульки. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста. Лепят эти игрушки из глины. Фигурки могут быть разные : это и петушки, и индюки, и барыни, нянечки, всадники.

Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?

Дети : клеточки, кружочки, точечки, пятна, волнистые полосочки.

Воспитатель : правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.

Посчитайте, сколько цветов вы видите на этой игрушке.

Дети : десять цветов.

Воспитатель : правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими, красочными и даже пестрыми.

Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?

Ответы детей.

Воспитатель : правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.

Чтобы погрузить детей в быт, обычаи, колорит того времени, познакомить с деятельностью простого люда, ремеслами, которыми они занимались, педагог обращается к сказке "Хозяйка медной горы".

Воспитатель : А теперь, ребята, мы с вами обсудим сказку П. П. Бажова «Хозяйка медной горы» .

Чтение отрывков из сказки «Каменный цветок» П. П. Бажова. Читать всю сказку нецелесообразно, так как на это потребуется много времени. Поэтому педагог предварительно дал задание на дом, чтобы эту сказку прочитали родители своим детям дома.

Обсуждение прочитанного произведения.

Воспитатель : Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?

Ответы детей.

II этап. Практический.

1. Рисование и раскрашивание дымковской игрушки на бумаге и обсуждение рисунков.

Выводы : 1. Для росписи дымковской игрушки используется обширная цветовая гамма : красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета.

2. Орнамент самой росписи в основном носит геометрический характер : в самых разных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии.

3. В росписи используются и различные растительные атрибуты - ростки, зерна, листы, ягоды, цветы.

2. Прослушивание аудиосказки П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка»(Проводится во второй половине дня или перед дневным сном) .

3. Лепка дымковской игрушки из глины.


Выводы : 1. Глина должна храниться во влажном состоянии, при этом, чем дольше она лежит, тем лучше ее качество.

2. Чем глина жирнее, тем легче она поддается лепке.

3. Сначала лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают эти части и "долепливают" целую фигуру, используя жидкую глину в качестве связующего материала. Следы лепки сглаживаются.

4. Роспись и обсуждение получившихся игрушек.







Сравнение игрушек с рисунками.

5. Изготовление альбома (одним ребёнком, отображающего основные этапы проекта.

В данном этапе могут принимать участие 1-2 ребёнка, которые впоследствии и будут защищать свой проект.

III. Заключительный этап. Презентация проекта.

Список литературы:

1.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
3..Гаврилова В.В., Артемьева Л.А.. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011

4.Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке. Аппликации. Издательство: М.: Скрипторий,2013.

5.ЛыковаИ.А « Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М: «Карапуз – дидактика», 2009

6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

7. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005

8.Скорлупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

9.Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.

10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 «Аленушка» с Восток.

Проектная деятельность в старшей группе.

Тема: «Дымковская игрушка».

Провела:Воспитатель:

Саутченкова.О.Н.

с. Восток.

2017 г.

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Тема: Дымковская игрушка.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

Задачи:

    познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

    развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

    воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем селе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре. Так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

    беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании

    рассматривание элементов росписи

    рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения

    занятия

    познавательные рассказы воспитателя

    просмотр слайдов

    дидактические игры

    чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках

    раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек

    рассматривание иллюстраций и др.

Взаимодействие с родителями:

    консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

    изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».

Деятельность педагога:

    подбор литературы о народном промысле "Дымка"

    иллюстраций дымковских изделий

    изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек

    создание мини-музея «Дымковская игрушка»

Продукт проектной деятельности:

    мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;

    литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки;

мини-музей «Дымковская игрушка».

Ресурсное обеспечение проекта:

    информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

    материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

    кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

    Организационно-подготовительный.

    Основной (этап непосредственной реализации).

    Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

Составление плана реализации проекта;

Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;

Создание презентации «Дымковская игрушка».

Основной:

ознакомление с историей промысла;

Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;

Составление орнаментов;

Роспись бумажных силуэтов игрушек.

Итоговый:

Обобщение результатов работы;

Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».

Ожидаемые результаты:

дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре и т.п.;

лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Информационные ресурсы

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Паспорт проекта «Дымковская игрушка»

Вид проекта:

познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта:

воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Продолжительность проекта:

2014-2015 учебный год.

Актуальность темы:

история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.

Гипотеза:

знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта:

Формирование интереса к произведениям искусства;

Воспитание интереса к художественно – творческой деятельности;

Развивать устойчивый интерес к народным промыслам;

Создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

Создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

Познакомить детей с историей дымковской игрушки;

Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

Продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Основные направления работы с детьми:

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Самостоятельная деятельность детей;

Беседа;

Расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;

Рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

Чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;

Художественное творчество;

Театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);

Игры.

Принципы реализации проекта:

Принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игры, музыка);

Принцип доступности.

Методы и приемы, используемые в работе:

методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

    Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.

    Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.

    Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.

    Игровой метод.

Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.

Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление.

Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.

Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

Анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;

Беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;

Консультация «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»;

Презентация проекта « Мини – музей Дымковской игрушки».

Подбор информации о народном промысле Дымково;

Совместное творчество;

Выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;

Создание условий:

немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ, оборудовать место в группе «Мини – музей», подобрать литературные произведения для настольного театра.

Предполагаемые результаты:

Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

Проявление творчества при изготовлении поделок;

Применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

4 этап - Презентация проекта

Обеспечение:

познавательная литература, художественная литература, фотоальбомы, материал для изобразительного творчества, дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.

Коммуникативные навыки:

Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым;

Получают положительные эмоции от творческой деятельности;

Пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Испытывают чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со взрослым.

Продукт проектной деятельности:

Создание «Мини – музея»;

Детские работы;

Коллекция поделок для «Мини – музея»;

Изготовление дидактических игр: «Поможем художнику», «Волшебные игрушки», «Наряди барышню».

Заключение.

Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.

Литература

1. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.

2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.

5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

Проект «Знакомство с дымковской игрушкой» ГБОУ СОШ №1716 «Эврика-Огонек» Группа №4 «Солнышко» Воспитатели: Фокина Н.Н. Зыкина Л.И. В Дымкове, за Вяткою-рекою… В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Красная за окнами калина, Пароходный движется дымок, на столе еще сырая глина, Грубый, неоформленный комок. За своей работою старушка На скамейке низенькой сидит. Глиняную вятскую игрушку Лепит,…, нет, не лепит, а творит! Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно - светла, И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла. Цель и задачи проекта Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников и воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев дымковской игрушки, обобщить знания о декоративном народном творчестве. З а д а ч и: изучить истоки декоративного народного творчества; закрепить знания детей о характерных особенностях дымковской росписи; формировать умения создавать узоры по собственному замыслу используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов; развивать эстетическое восприятие чувство ритма цвета творческие способности; воспитывать любовь к искусству народных мастеров. Реализация проекта знакомство с историей дымковского промысла; освоение элементов дымковской росписи; лепка и роспись дымковских фигурок вылепленных детьми; выставка детских работ в группе. Дымковская игрушка Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. «Знакомство с историей дымковского промысла» История создания дымковской игрушки Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров). Вятка-название всего этого края. Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырехсот лет. Ее возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска») , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем. Технология изготовления игрушки 1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. 2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают. Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали 3. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "отбеливание". «Отбеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь. 4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. … Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Конь бежит, вся земля дрожит. В поле травушкамуравушка ничком лежит. Утка Марфутка Бережком идет Уточек Марфуточек Купаться ведет. Каждая игрушка отличается своим индивидуальным узором, позой, колоритом А вот и дымковские барышни… А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой. Рассмотрим элементы росписи… Дидактическая игра «Русские узоры» Дидактическая игра «Подбери узор» Уголок изобразительного творчества в нашей группе Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого. Оформлена выставка, где помещены дымковские игрушки, сделанные руками детей вместе с воспитателем Заключение Изучив материал для данного проекта, мы с детьми узнали, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки. Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Литература 1.Папылева В.С. «Проект. Дымковская игрушка». 2.«Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997 г., с.21. 3.«Истоки творчества». Тюмень. 1999г. 4.Максимов Ю.В. «У истоков мастерства». 5.Усова А.П.»Русское народное творчество в детском саду». Москва. 1961г.