У ребенка плохая память что делать. Начальная школа - Советы психолога маленькому ученику. Ребенок плохо запоминает материал, с трудом выучивает стихи. Неорганизованный, невнимательный ребенок. Симптомы нарушения памяти у детей

Некоторым родителям приходится сталкиваться с проблемой плохой памяти ребенка. Дети от природы совершенно разные и рождаются с разной памятью.

У одних она хорошая с самого рождения, другим приходится много заниматься и трудиться, чтобы ее развить.Внимание, память в жизни ребенка, особенно для дошкольника и школьника, самое важное. Без хорошей памяти ребенок не сможет ничего понять, запомнить, проанализировать и применить в жизни.

Очень много навыков закладывается именно в дошкольном возрасте, детский мозг - это большая кладовая знаний для учебы в школе и для будущей взрослой жизни.

Очень важно обратить внимание на память и внимание ребенка, развивать ее надо с самого рождения, прикладывая к этому дополнительные усилия и на протяжении всей жизни.

Если у вашего ребенка есть проблемы с памятью, то не надо откладывать на потом, начинайте заниматься прямо сейчас, развивайте память, внимание и мышление ребенка.

Причины плохой памяти ребенка и как можно их избежать

Хорошие отношения, забота, внимание, улучшают память ребенка

Если в вашей семье хорошие, доброжелательные отношения, то ваш ребенок всегда с легкостью будет запоминать новую информацию. Постарайтесь создать доброжелательную обстановку в вашей семье, покой, хорошие отношения между родителями и детьми, всегда положительно влияют на развитие памяти и внимания ребенка.

Когда ребенок видит хорошие взаимоотношения в семье, у родителей и других членов семьи, тогда ему легче дается учеба, он с радостью занимается. Ребенку в хорошей обстановке дома хочется заниматься и хочется порадовать своими успехами родителей и других родственников.

Создайте хорошую атмосферу в семье, любите своего ребенка, проводите с ним много времени, окружите его заботой и лаской, чтобы ребенок чувствовал, что он не один, что его любят и всегда помогут ему.

Когда хорошие взаимоотношения в семье, тогда и у ребенка получается все хорошо и память у него становится лучше, и голова у него не забита ссорами родителей.

Любимые увлечения и физические нагрузки помогают развивать память

У каждого ребенка есть свои увлечения, и даже призвание, понаблюдайте за своим ребенком, обратите внимание, к чему тянется ваш ребенок, чем хочет заниматься, может это музыка, танцы, спорт или рисование.

Все дети разные и увлечения у них тоже разные. Не надо сравнивать себя с вашим ребенком, ваши увлечения могут совершенно не совпадать.

Очень часто родители сами решают, кем должен быть их ребенок, они не дают право выбора своему ребенку, и все решения принимают сами.

Главная ошибка большинства родителей – это навязывать свои решения.

Если вашему ребенку нравится рисовать, не надо отдавать его в музыкальную школу, потому что вы сами всю жизнь мечтали стать великим пианистом и вам не дали этого сделать.

Не отбивайте желание ребенка заниматься его любимым делом, вы можете испортить ему всю жизнь.

Детское увлечение, оно может быть основой всей жизни ребенка, занимаясь любимым делом, у ребенка появится стремление больше узнавать и изучать, потому что ему это нравится.

Его не надо будет заставлять, он сам с удовольствием будет читать дополнительную литературу, и память у него сама будет развиваться.

Если увлечения ребенка не связаны со спортом, то в выходные дни старайтесь больше гулять с ребенком на свежем воздухе, мозгу ребенка и вашему мозгу необходим кислород. Поиграйте в активные игры всей семьей, покатайтесь на лыжах, коньках, роликах, поиграйте в мяч.

Правильное и полноценное питание улучшает работу памяти

Обратите внимание, чем питается ваш ребенок, сбалансируйте правильное и полноценное питание для растущего организма.

Улучшить питание мозга можно при помощи следующих продуктов: зелень, фрукты, овощи, молочные продукты, орехи, ягоды, крупы.

Правильное питание, залог хорошего здоровья вашего ребенка и улучшения памяти. Продукты питания очень сильно влияют на развитие и улучшение памяти. В них содержится большое количество полезных веществ, для растущего организма.

Упражнения для развития мозга

Для улучшения памяти можно использовать специальные упражнения, которые не занимают много времени ни у вас, ни у ребенка, но эффективно помогают работе мозга и развитию внимания и памяти.

Эти упражнения можно делать ежедневно по тридцать минут в день и со временем вы увидите положительный результат у вашего ребенка.

Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения и в форме игры получают новые знания и положительный эффект.

Не перегружайте ребенка занятиями. Если вы видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, он все равно ничего не запомнит. Занимайтесь с ребенком утром, после сна ребенок хорошо усваивает новую информацию. Вечером обязательно почитайте ему книжку.

Занимайтесь развитием памяти и внимания ребенка. Включайте в занятия упражнения по развитию памяти и внимания. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается.

Упражнения для развития памяти ребенка

Упражнение первое «Запомни и расскажи»

Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы кубики. Рассмотрите каждый кубик с ребенком. Какого цвета кубики? Что на них нарисовано? Как расположены кубики? Потом закройте кубики и пусть ребенок расскажет по памяти, что он запомнил.

Если ребенок запомнил не все, не спешите переходить к следующему упражнению, повторите это упражнение еще раз. Очень важно, чтобы ребенок запомнил, как можно больше и правильно рассказал.

Упражнение второе «Запомни и правильно ответь»

Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы разные фигурки. Рассмотрите каждую фигурку с ребенком. Какого цвета фигурки? Что на них нарисовано? Где расположены фигурки? Потом закройте фигурки и пусть ребенок расскажет по памяти, что он запомнил.

Если ребенок запомнил не все, не спешите переходить к следующему упражнению, это упражнение большое повторите его еще раз или два. Очень важно, чтобы ребенок запомнил, как можно больше и правильно рассказал.В следующий раз можете начать с этого упражнения, а потом перейти к следующему. Не торопитесь делать больше, занимайтесь качественно.

Упражнение третье «Запомни и расскажи по памяти»

Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы разные фигурки. Рассмотрите каждую фигурку с ребенком. Что построено на картинке? Какого цвета фигурки? Какие фигурки нарисованы? Где расположены фигурки? Потом закройте фигурки и пусть ребенок расскажет по памяти, что он запомнил.

Если ребенок запомнил не все, не спешите переходить к следующему упражнению, это упражнение большое повторите его еще раз или два. Очень важно, чтобы ребенок запомнил, как можно больше и правильно рассказал.

В следующий раз можете начать с этого упражнения, а потом перейти к следующему. Не торопитесь делать больше, занимайтесь качественно.

Упражнение четвертое «Много разговаривайте»

Постоянно разговаривайте с ребенком, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите.

Показывайте ребенку интересные новые игрушки и обязательно говорите:

Какого цвета?

Что можно сделать с этими предметами?

Пусть ребенок сам придумает, что можно сделать с этими предметами.

Говорите больше с ребенком, он будет вас слушать постоянно и будет запоминать.

Упражнение пятое «Назови, что видишь»

Много и постоянно разговаривайте с ребенком, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите.

Дома можно показывать ребенку разные предметы, необычные предметы, например, статуэтка. Расскажите, что это за статуэтка, откуда она у вас появилась, какая статуэтка большая или маленькая, кто изображен на статуэтке, из какого материала, ребенку все это интересно.

На улице в любое время года, можно обучать ребенка, рассказывайте какие цветочки цветут, опишите эти цветы подробнее, какие птицы живут в вашем городе, и покажите их ребенку, рассматривайте красивые дома, фонтаны, памятники и так далее.

Ребенок вместе с вами познает окружающий его мир, ему все интересно, что вы ему рассказываете и показываете, он любит послушать, потрогать.

Затем вы можете взять что-то одно, например, листочек с дерева и рассмотреть его внимательно вместе с ребенком.Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Упражнение шестое «Рассказывай и делай»

Очень важно учить ребенка концентрировать внимание даже на самом простом задании. Порисуйте с ребенком вместе. Дайте ребенку задание, что надо нарисовать, например, домик, солнце и травку.

Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать сначала, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно, все самостоятельно.

Упражнение седьмое «Найди предмет»

Для развития внимания и памяти хорошо подходит игра, найди предмет. Придумайте какой – нибудь предмет, который находится в комнате, чтобы ребенок хорошо знал этот предмет.

Например, это может быть кукла.

Опишите куклу, как можно подробнее, какая она, какого размера и цвета, что можно делать с этой куклой, во что одета кукла, какие у нее волосы, глаза и так далее.

Если ребенок быстро догадался, о чем идет речь, возьмите другой предмет и повторите упражнение.

Попробуйте поиграть наоборот, пусть ребенок придумает какой-нибудь предмет и подробно опишет его, а вы попробуете угадать, что это за предмет.

Упражнение восьмое «Посмотрим друг на друга»

Упражнение посмотрим, друг на друга хорошо развивает внимание и память вашего ребенка, оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру. В эту игру можно играть по пути в детский сад, по пути в магазин и так далее.

Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил.

Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, он сравнит ваше подробное описание с своим описанием и поймет, что он упустил в рассказе. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Упражнение девятое «Мешай мне»

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок.

Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например, какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например, ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Упражнение десятое «Будь внимательным»

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например:

Нарисована картинка, из сказки «Колобок» ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено.

Через одну минуту книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Если ребенок запомнил мало или неправильно рассказал, поиграйте вдвоем. Посмотрите вы на картинку, закройте ее и попробуйте очень подробно рассказать, что вы запомнили.

Ребенок будет внимательно слушать ваш рассказ и запоминая следующую картинку, он постарается запомнить, как можно больше. Дети всегда любят, когда с ними играют в интересные и познавательные игры взрослые.

Упражнение одиннадцатое «Попробуй запомнить»

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них. Это упражнение интересно выполнять с несколькими детьми одновременно.

Например:

Для детей возьмем пять разных предметов, предметы могут быть абсолютно разные. Это может быть карандаш, машинка, цветной ластик, кукла, скакалка.

Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек.

На запоминание ребенку дается одна минута. Ребята должны, рассказать по очереди, что они запомнили.Если вы играете вдвоем с ребенком, запоминайте предметы по очереди и рассказывайте друг другу.

Каждое следующее занятие старайтесь сокращать время запоминания и увеличивайте число предметов.

Развивающие игры для детей

Игра 1 «Найти монетку»

Игра «Найти монетку» развивает память и внимание.

Главная суть игры нажимать на клетку и найти монетку.

В этой игре надо найти монетки. На экране нарисованы домики, в этих домиках надо найти монетку, нельзя нажимать два раза подряд на один и тот же домик.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 2 «Следопыт»

Игра «Следопыт» развивает память.

Главная суть игры надо запомнить следы животных и повторить их.

В этой игре на экране появляются следы животных, смотрите внимательно и запоминайте, в каком порядке появляются следы. Потом надо показать какой след появился первый, а какой второй.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 3 «Бриллианты»

Игра «Бриллианты» развивает память.

Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его.

На экране загораются фигуры по очереди, запомните порядок зажигания этих фигур и повторите его. Сделать это можно с помощью мышки или курсора на клавиатуре.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 4 «Скоростное сравнение»

Игра «Скоростное сравнение» развивает память и внимание.

На экране высвечивается предмет, вы запоминаете его и сравниваете с следующим предметом, если предмет одинаковый, то отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет». Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается.

Игра 5 «Сложное скоростное движение»

Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание.

Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.

На экране высвечивается рисунок, вы запоминаете его и сравниваете с следующим предметом, если предмет одинаковый, то отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет», если предметы похожи отвечаете «частично совпадает». Эта игра рассчитана на увеличение скорости. Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается.

Игра 6 «Матрицы памяти»

Игра «Матрицы памяти» развивает память и внимание.

Главная суть игры надо воспроизвести положение закрашенных фигур.

В каждом раунде показывается игровое поле, состоящее из ячеек, определенное число ячеек закрашено, остальное остается свободное. Надо запомнить расположение этих ячеек и повторить их положение после того как, они исчезли на экране. Если вы правильно отмечаете ячейки, вы набираете баллы и переходите дальше.

Игра 7 «БрейнФуд»

Игра «БрейнФуд» развивает память и внимание.

Главная суть игры в каждом раунде показан набор элементов, надо выбирать из набора тот, который еще не выбирали в предыдущих раундах.

В этой игре на экране предложены напитки и еда. Надо выбрать что-то одно. В каждой следующем раунде надо выбрать другое блюдо, которое отличается от выбранных ранее. Надо запоминать и выбирать всегда разные блюда и напитки.Если вы правильно отвечаете, вы набираете баллы и играете дальше.

Игра 8 «Супер память»

Игра «Супер память» развивает память и внимание.

Главная суть игры каждый раунд на экране появляется новый объект необходимо его указать, кликнув по нему.

В этой игре начинается раунд и на экране появляется картинка, в следующий раунд появляется еще одна картинка и сохраняется старая картинка. Нажать надо только новую картинку.Если вы правильно отвечаете, вы набираете баллы и играете дальше.

Игра 9 «Подводные лодки»

Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка.

В море двигаются подводные лодки в направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляется вопрос: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?». Смотрите внимательно на вопрос, на движение лодок и их направление. При помощи стрелочек вы должны правильно ответить на вопрос. За правильный ответ вы получаете очки и играете дальше. Если у вас три не правильных ответа игра заканчивается.

Игра 10 «Зоркий глаз»

Игра «Зоркий глаз» развивает внимание.

Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать, где они были.

На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль». Вы должны указать, где был корабль. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее. Если вы ответили правильно, то набираете очки и играете дальше.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение:

Занимайтесь развитием памяти и внимания у ребенка, развивайте память у детей любого возраста. Развивать ее можно по пути в школу, по пути в детский сад, по пути в магазин, дома и на природе. Желаем вашему ребенку отличной памяти и внимания.

Иногда родители замечают, что их ребенок не спешит выполнять просьбу мамы или папы. Но не стоит обвинять его в непослушании. Вполне возможно у него просто плохая память. Большинство малышей запоминают всю новую информацию стремительно, будто впитывая в себя, как губка. Но у некоторых деток возникают проблемы с применением ее и воспроизведением.

Если мама стала замечать за ребенком именно такое состояние, то следует вплотную заняться этим вопросом, ведь со временем проблема только может увеличиться. Не нужно все пускать на самотек, надеясь, что малыш перерастет. Ведь в школе такой ребенок сразу попадет в число отстающих, он не сможет своевременно усваивать всю информацию в том объеме, который требует программа.

Важно заниматься с ребенком и развивать его память с раннего возраста.

Влияние загруженности на память

Прежде, чем начинать говорить о плохой памяти, необходимо проанализировать загруженность ребенка . Ведь такая невнимательность может быть вызвана переутомлением. На состояние малыша влияет загруженность в школе, внешкольные занятия танцами или спортом, чтение книг, в общем, все, что делает ребенок в течение дня.

Очень важно, чтобы детский распорядок дня был составлен максимально правильно, ведь он устает за день не меньше взрослого человека. А ночного времени ребенку может не хватать для полноценного отдыха и восстановления сил. Если именно такие нарушения присутствуют, то исправить проблему достаточно легко, просто нужно нормализовать день ребенка и проконтролировать соблюдение нового режима. Если случай достаточно запущен, то можно воспользоваться посторонней помощью, например, профессионального психолога, который практикует именно работу с детьми.

Иногда неуспеваемость в школе во многом зависит от слабо тренированной памяти. Такую проблему с лету не решишь, здесь нужно, чтобы оба родителя проявили максимум внимания и уделили свое время. Так как для тренировки потребуется проводить с ребенком специальные упражнения, а без терпения ничего не получится.

А вот если ребенок не может логично высказать свою мысль, не формулирует окончания предложений, то следует уже вести разговор о недостаточном развитии речи для его возраста. А это первый признак проблем с памятью.

Каждый из перечисленных ранее пунктов следует пересмотреть еще раз, по-новому проверить распорядок. Убрать лишние кружки, выделить время в течение дня для прогулок на улице. Конечно, всесторонне развитие – это мечта любых родителей, но в такой ситуации здоровье должно стоять на первом месте.

Как определить есть ли нарушения в памяти

Прежде, чем говорить о плохой памяти следует исключить все другие факторы, которые могут присутствовать. Важно убедиться, что проблемы с памятью вызваны не из-за недостатка сна . Если малыш сидит за телевизором до поздней ночи, или долго перед сном играет в компьютер, то причина именно в недосыпании. У любого ребенка сон в сутки должен состоять не менее 10 часов. Именно такого времени должно хватить маленькому организму для полного восстановления.

Но не только режим и тренировки – залог прекрасной памяти. Не стоит упускать тот момент, что каждый человек это индивидуальность, и он имеет свои особенности во многом, даже в способности запоминать.

Но все же память вполне реально развивать. При необходимости следует обратиться к профессионалам, которые в индивидуальном порядке разработают комплекс упражнений, что поможет максимально быстро добиться результата. С ребенком нужно будет заниматься специальными упражнениями дома.

Существует список проблем, которые определяют плохую память у ребенка:

  1. В общении с детьми возникают проблемы.
  2. Ребенок не может следовать определенной конкретной инструкции.
  3. Ответить даже на прямой вопрос у малыша плохо получается.
  4. Невнимательность.
  5. Не может выполнить четко сформулированное задание.
  6. Не справляется с простым заданием, цель которого переработать и сохранить информацию.

Если мама замечает проблемы у малыша по некоторым из пунктов, то следует уделить особое внимание памяти и начать регулярно заниматься с ребенком.

Решение проблемы с плохой памятью

Если мама начинает замечать такую проблему еще в раннем возрасте ребенка, то ей следует заниматься с ним постоянными упражнениями . Для этого существуют специальные комплексы, но начинать стоит с простого.

Для начала можно вовлечь малыша в легкую игру – придумывать рифмы к словам. Это достаточно просто и весело, например советы – ответы, рак – бурак и так далее.

Также можно пробовать читать отрывки из популярных детских стихотворений, а затем просить закончить строчку. Например, Наша Таня громко … плачет, уронила в речку … мячик. Постепенно слов, которые должен говорит ребенок, должно становиться больше.

Специалисты утверждают, что лучше всего ребенок учится запоминать информацию из первых уст. Для этого следует уделять максимально возможное время для общения с собственным ребенком:

  • Рассказывать сказки перед сном, обсуждая определенные моменты;
  • Расспрашивать о прошедшем дне, причем, периодически, между прочим, просить повторить напомнить какую-то информацию;
  • Учить больше стихотворений;

Особого внимания требует подготовка к школе , ведь именно здесь от ребенка будут нужны большие усилия. Для того чтобы учеба давалась с легкостью, следует заниматься развитием как слуховой, так и зрительной памяти. Для этого следует читать больше книжек с картинками, подробно описывая нарисованное. Стараться чаще спрашивать у малыша об увиденном за окошком или на улице.

Многие игры предназначены не только для развития двигательных игр, но и логики и памяти. Из наиболее популярных вариантов можно выделить пазлы, пирамидки, конструктор. Совместное использование таких развлечений даст лучший результат, чем малыш будет пытаться освоить их самостоятельно.

Во многом хорошая память ребенка зависит от внимания и терпения родителей.

Психологические причины плохой памяти у ребенка.
Клинический случай

Что делать, если у ребенка плохая память? – с таким вопросом ко мне обратилась мама 13-летней девочки.

При рождении в нас уже заложены свойства характера, но это еще не умения, и, конечно, мы не обладаем всем тем багажом, что накоплен благодаря открытиям и опыту предыдущих поколений. А потому нам приходится много учиться, чтобы ориентироваться в этом мире, иметь ту базу знаний, на основе которой можно делать следующие открытия, делать нашу жизнь еще более комфортной.

Если же у ребенка плохая память, то процесс обучения может серьезно осложняться.

Именно память является тем самым инструментом, который позволяет нам запоминать большие объемы различной информации и использовать ее в дальнейшей жизни. Вот почему как учителя, так и родители проявляют беспокойство, когда замечают, что у ребенка плохая память. И если плохая память у ребенка в 6 лет еще не так заметна, поскольку требования к памяти в дошкольном возрасте не так велики, объем информации, нуждающейся в запоминании, небольшой, то плохая память у ребенка в 7 лет уже бросается в глаза. Это обусловлено тем, что с началом обучения в школе растет объем и диапазон информации, которую необходимо запоминать ребенку, а значит – растут требования к свойствам памяти.

Вернемся к вопросу, который привел к врачу маму 13-летней дочери:

Почему у ребенка плохая память?

Их беспокойство было обусловлено тем, что сами они были не в состоянии найти объяснение этому факту, потому что эпизоды плохого запоминания информации чередовались с эпизодами хорошей памяти в течение дня, даже в течение одного урока, без каких-либо видимых закономерностей. Нельзя сказать, что какой-то предмет запоминался лучше, чем другой. При опросе жалоб на головные боли, головокружения, обмороки не было выявлено.

С учетом жалобы к моменту обращения уже было проведено обследование по рекомендации невролога, не выявившее патологии, которую можно было бы отнести к органической или функциональной. Тем не менее не было и ответа на вопрос, почему у ребенка плохая память? А значит, оставалось непонятно, как этому противодействовать?

Чтобы выявить причины плохой памяти у ребенка, используем знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая помогает понять устройство психики человека. Системно-векторная психология различает людей по психическим свойствам с учетом их врожденных желаний, выделяя таким образом 8 вариантов (векторов) психического строения. Знание основ системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяет прояснить картину происходящего и определить, влияние на свойства какого из векторов лежит в основе эпизодов плохой памяти у ребенка.

Чем может быть обусловлена плохая память у медлительного ребенка?

С точки зрения системно-векторной психологии, наилучшей памятью могут похвастаться обладатели анального вектора. С детства их отличает от других неторопливость, усидчивость, старательность. Они очень внимательны к деталям, потому лучше других способны к анализу и систематизации поступающей информации. Именно поэтому любое задание, порученное дело, они выполняют медленно, скрупулезно, но качественно и до конца. Этому способствует стремление быть хорошими, лучшими, характерное для детей, наделенных анальным вектором. В школе эти дети обычно предпочитают историю и уроки труда.

У такого ребенка плохая память и внимание могут проявляться в ситуациях, когда его торопят и подгоняют. Кроме того, дети, обладающие анальным вектором, нуждаются в справедливой оценке своих успехов. И если ребенок чувствует, что он выполнил порученное ему задание достойно, а одобрения/похвалы взрослых вслед за этим не последовало, это также может быть причиной снижения памяти у ребенка с анальным вектором в составе психического. Более подробно о таких детях можно .

Причины плохой памяти у ребенка-непоседы

Наша маленькая пациентка по своим свойствам не соответствует анальному вектору. Она не отличается усидчивостью, любит спорт и особенно танцевать. Несколько лет занималась в танцевальном кружке. В танцах ей нравится следовать ритму мелодии и участие в конкурсах, где она занимала первые места. Она отличается хрупкой фигурой и гибкостью.

Она поделилась, что ей гораздо легче, когда день расписан по часам и нет больших периодов свободного времени. До конца прошлого учебного года именно так и было. Но поскольку учебные нагрузки возросли, родители приняли решение с начала учебного года отказаться от кружка танцев, чтобы освободить больше времени для выполнения уроков. При этом, несмотря на большее количество свободного времени, чем раньше, результативность подготовки к урокам хуже, чем в прошлом году. В семье это связывают с возросшими нагрузками по предметам и ухудшением памяти у ребенка.

С учетом описанных предпочтений и свойств мы можем сделать вывод, что наша пациентка является обладательницей кожного вектора. Об этом свидетельствуют все вышеописанные свойства: подвижность и гибкость тела, чувство ритма и даже хрупкость конституции. Характерно, что обладатели кожного вектора гораздо лучше реализуют свои свойства в условиях ограничений. Так, например, у них работа спорится гораздо лучше, когда известно, что время на ее выполнение ограничено (в отличие от людей, наделенных анальным вектором, чью производительность такие условия снижают).

Если говорить о памяти, то у обладателей кожного вектора более развита кратковременная память, она отличается большей поверхностностью. Про таких людей часто говорят: «в одно ухо влетело – в другое вылетело». Обусловлено это тем, что их мышление носит логический характер, нацелено на вычленение причинно-следственных связей, а потому в любой информации они стараются уловить самую суть, не вдаваясь глубоко в детали.

В нашем клиническом случае исключение из распорядка дня девочки танцев отрицательно сказалось на свойствах кожного вектора, и в том числе памяти, по двум причинам.

  • Во-первых, танцы, наряду со спортом, являются одним из факторов, обеспечивающих комфорт психическим свойствам кожного вектора (движение, ритм и победы). Не имея комфорта, ребенок начинает мельтешить, что мешает сосредоточению и ведет к ухудшению памяти.
  • Во-вторых, наличие занятий танцами требовало составления четкого распорядка дня, где для каждого занятия было выделено ограниченное время, что предпочтительней для развития и реализации психических свойств (в том числе и памяти) обладателя кожного вектора .

Почему у ребенка со звуковым вектором может быть очень плохая память?

В части жалоб, касающейся трудностей выполнения домашних заданий, была еще одна деталь, которая помогла найти основную причину плохой памяти у этого ребенка. При расспросе оказалось, что, несмотря на то, что дома все уроки приходится выполнять в одних и тех же условиях, есть предметы, задания по которым не вызывают затруднений: физика, математика и информатика. В то время как домашние задания по литературе может выполнять часами, постоянно отвлекаясь на происходящее вокруг.

Такой выбор предпочтительных предметов не случаен – есть дисциплины, способные концентрировать внимание обладателей звукового вектора. Отражением его свойств у нашей пациентки также являются тихий, малоэмоциональный голос во время разговора; лицо, отличающееся скупой мимикой; потребность в уединении.

Обладатели звукового вектора очень чувствительны к громким звукам, которые способны оказать на их психику в прямом смысле травмирующее действие. При условии шума, криков они склонны отгораживаться от окружающего мира, уходя в себя, и не в состоянии вести диалог: могут не услышать обращенные к ним слова, не говоря уже о том, чтобы их запомнить.

Я попросила привести примеры ситуаций, когда память у ребенка вдруг становилась плохой, и услышала два возможных варианта:

  • На уроке девочка отвечала материал, который накануне учила. Сначала отвечала хорошо, но в середине ответа вдруг все забыла и не смогла вспомнить больше ничего, чтобы продолжить ответ.
  • Еще эпизод: учительница диктовала домашнее задание. До какого-то момента ребенок помнит, а вторую половину задания вдруг не помнит.

Ответ на вопрос «Что же происходило в эти моменты в классе?» помог расставить все по своим местам. Оказывается, в это время абсолютно во всех случаях, которые удалось вспомнить, в классе начинался шум: некоторые одноклассники уставали от длительного сидения и/или сосредоточения и начинали разговаривать, кричать или даже петь. И вот тут-то чуткий к звуковым раздражителям мозг обладателя звукового вектора отказывался как воспроизводить выученную информацию, так и запоминать входящую. Именно громкие звуки в описанном клиническом случае и оказались основной причиной «плохой памяти» у ребенка.

К подобному анализу не только причин плохой памяти у ребенка, но и других нарушений, способны сами родители после прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Самостоятельно определить вектора своего ребенка, чтобы создать условия, способствующие максимальному развитию его врожденных свойств , и устранить причины, способные отрицательно на нем (развитии) сказаться.

В описанном клиническом случае были даны рекомендации для улучшения памяти с учетом определенных у ребенка звукового и кожного векторов:

  • дома во время выполнения уроков ребенком исключить ситуации, дискомфортные для звукового вектора: не греметь посудой, не стучать дверями, не разговаривать слишком громко между собой, не отвлекать ребенка разговорами на другие темы;
  • создать расписание, в котором выполнению домашнего задания по каждому предмету отводилось бы строго определенное время;
  • по возможности вернуться к занятиям танцами.

Объяснение реальных причин, почему в определенных ситуациях ее память так себя ведет, успокоило не только родителей, но и самого ребенка. Каждый раз, когда она пропускала что-то мимо ушей в дальнейшем, она видела подтверждение, что произошло это именно по причине шума вокруг. В результате наша маленькая пациентка перестала считать эти эпизоды плохой памяти чем-то постыдным и не стеснялась переспрашивать задание у учителей в таких случаях. Именно разъяснение причин, способствующих снижению памяти у этого ребенка, способно в дальнейшем уберечь его от возможного формирования заниженной самооценки на базе этого т. н. «дефекта».

P. S. Прошло уже несколько месяцев, на протяжении которых выполняются данные рекомендации, за исключением возвращения к занятиям танцами. Ни родители, ни учителя, ни сама маленькая пациентка не могут пожаловаться на ее память.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:


- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть «хорошим послушным мальчиком» или «милой веселой девочкой». В придачу к этим замечательным качествам надо еще обладать специальными учебными умениями.

В практике детских психологов очень много обращений связано именно с тем, что ребенок, ранее полностью устраивавший своих родителей, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые дают мамам и папам в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога.

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, если воспитательница детского сада или учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она дает на занятиях? Можно ли развить детскую память?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы. Важнейший из них - образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций . Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.

Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:

Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное - это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.

Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:

В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано - когда шел дождь? Правильно, "вчера шел дождь"... Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему в школе.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребенку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребенка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «Расскажи, как ты будешь это делать» - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобится), к убиранию игрушек (что куда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, - в общем, к любой детской деятельности.

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающих. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную ребенком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь - приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу или в детский сад, вечернюю уборку игрушек, - это родители решат сами. Только не надо хвататься за все сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом - в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему все время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца , соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок . Вот, например, задание «Где ошибся Буратино»:

Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:


Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из «конструктора», или разложить картинки в определенном порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведет к способности проверять себя самого, а это - основа внимания к своим действиям.

Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Зрительно-предметная память:

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

Слухо-речевая память:

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб . Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама . Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.