Влияние аппликации на развитие ребенка. Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста. Дополнительные материалы и техники для аппликации

наталья свиридова

«Нетрадиционные виды аппликации

как средство развития

творчества дошкольников »

Воспитатель : Свиридова. Н. И.

МАДОУ №14 «Алёнушка» .

Цель мастер-класса : Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации , показать приемы и этапы выполнения аппликации , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование : крупа, картон, кисточки, клей ПВА, ножницы, альбомная бумага, салфетки, цветная бумага, листья деревьев, семена.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

Вступление

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы : бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования . В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста , на развитие творчества дошкольников .

Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение , сделанное своими руками.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная.

Аппликация из салфетки

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества . Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов :

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Нетрадиционные техники рисования , лепки, аппликации помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Любая творческая деятельность , в частности аппликация , имеет большое значение для умственного развития детей , расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 3-4 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов , травы, листьев - так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста . Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество , мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками , видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Аппликация из крупы . Отлично развивает мелкую моторику пальцев рук. Занимаясь аппликацией , дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы) . Все эти действия способствуют умственному развитию детей .

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается , лучше говорит и думает, а затем и учится в школе, Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, пальчиковые упражнения, а также нетрадиционные техники рисования , лепки и аппликации .

Методика обучения аппликации

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

Знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа -- на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

Составлять изображение предмета из отдельных частей;

Располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания:

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм -- силуэтное и из отдельных частей;

г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:

Развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

Развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

Использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.

Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).

В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:

Осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтнное;

Развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;

Использовать все цвета спектра и их оттенков.

В обучении детей 6-7 лет основной задачей по всем видам изобразительной деятельности является развитие умения наиболее реалистичные изображения. Потому при обучении аппликации очень важно познакомить детей с всеми главными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.

Силуэтное вырезывание представляет собой наиболее сложный прием. Силуэт образуется посредством выделения линейного контура предмета, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура устанавливает правильно ли переданы пропорция и формы объекта. Вместе с тем при воссоздании предмета ребенок вычленяет отдельные его части и последовательно их изображает. В процессе силуэтного вырезывания ребенку необходимо держать в памяти весь образ предмета, наблюдать за правильностью пропорций, форм и конструкции, координировать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Потому овладение силуэтным вырезыванием необходимо начинать с самых простых форм (фрукты, ягоды, овощи).

Программой обучения в подготовительной группе предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В ходе этой работы улучшаются композиционные навыки дошкольников, поскольку для создания сюжетного изображения различных предметов необходимо предварительно продумать последовательность их приклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам различным сказкам.

В подготовительной группе продолжается и наклеивание готовых форм. Несмотря на то, что старшие дошкольники уже владеют основными навыками вырезывания, все же для составления узора из геометрических форм им можно выдавать готовые формы различных размеров.

Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми контурами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.

При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому воспитатель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания.

Для изготовления аппликационных работ обычно применяют как белую, так и цветную бумагу. Белая плотная бумага из альбомов подойдет для фона. Для фона можно использовать цветную бумагу, бархатную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой цветной бумаги, лучше всего глянцевой, поскольку она бывает очень красочных расцветок, что вызывает интерес у дошкольников на занятиях аппликацией.

Для аппликации используются также матовая и бархатная цветная бумага всевозможных цветов и оттенков. В случае отсутствия бумаги нужного оттенка, можно окрасить белую бумагу в нужный цвет.

Формы аппликации должны быть уже тщательно к занятиям подготовлены. Подготовленные геометрические формы должны быть одинаковыми по размерам, что позволит составить из них цельный узор (например, сторона треугольника должна быть равной стороне ромба или квадрата).

На занятиях аппликацией со старшими дошкольниками применяются формы самых разнообразных цветов и оттенков, поскольку в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по задумкам детей, и им необходимо дать богатый выбор материала.

Помимо цветной бумаги существует множество различных материалов, которые можно использовать при аппликации. Природа нам дает непревзойденное разнообразие красок и безупречность готовых форм. Применение на занятиях аппликацией различных природных материалов поможет обеспечить развитию у детей любви к природе и бережному отношению к ней.

1) крупы и семена. Применение круп и семян для создания аппликационных картин и поделок всегда притягивает детей, да и взрослым доставляет удовольствие работа с таким материалом. Очень красивые работы могут получиться из арбузных, дынных, тыквенных и других семян. Для выполнения аппликаций здесь необходимым материалом является картон, различные семена и крупы, краски, клей ПВА. В дополнение можно также использовать засушенные листочки, фломастеры.

2) Засушенные растения. Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя - деревья.

Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Собранные листья или цветы засушиваем между листьями бумаги, которые ставим под пресс. Через несколько дней растения готовы к аппликации. Можно засушить растения более быстрым способом - прогладив их утюгом, завернув предварительно в салфетку или газету.

3) Солома. Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Даже подготовительной к школе группы довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломки. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елка, состоящая из треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок - корень из полосы, зауженной кверху, шляпка - половина круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три - четыре ребенка).

Можно использовать множество других сподручных материалов для производства аппликации: тополиный пух, опилки, кусочки ткани и ниток, бусины и стразы, салфетки, спички, пластилин, фольгу, фантики, ракушки и камешки и др. Работа с самыми различными материалами будет очень интересна детям.

4. Аппликация из ткани.

Вышивка - широко распространенный вид декоративного искусства.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

5. Аппликация из тополиного пуха.

Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.

Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.

5. Коллаж (от фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка) - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).

Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.

Применение при аппликации разнообразных материалов различных форм и оттенков будет способствовать проявлению самостоятельности, творчества и воображения. Дошкольники могут выбрать цвет по своему желанию. Особую значимость приобретает подбор различных цветных форм и бумаги на занятиях, цель которых состоит в самостоятельном составлении красивых цветовых сочетаний.

При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте.

Особо стоит отметить, что при изготовлении аппликации во всех случаях необходимо иметь большее количество различного материала.

Клей можно приготовить из картофельного крахмала, поскольку после его высыхания на бумаге не остается следов, что важно аккуратности работы.

Детям раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Особые требования предъявляются к ножницам, с которыми работают дети. Ножницы должны быть с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, небольшого размера, чтобы ребенок мог легко ими пользоваться. От этого будет зависеть также и правильность создаваемой формы.

Каждому ребенку дается клеенка для намазывания форм клеем, тряпочка и подставка для кисти.

Все необходимое оборудование необходимо расставить так, чтобы столы во время занятия не были загромождены. К началу занятия на столе выставляется только тот материал, который необходим в самом начале занятия; затем уже, по мере необходимости, приобщаются новые принадлежности, а ненужные убирают. Это необходимо для того, чтобы дети могли свободно работать, чтобы движениям их рук ничего не мешало.

Таким образом, для занятий аппликации требуется довольно большое количество различных материалов и инструментов, которые заранее должны быть подготовлены.

В чем актуальность аппликации

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.

Организация занятий по аппликации

При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно - это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные приемы при работе с аппликацией.

Цели при работе с аппликацией

Как и при любой другой работе, мы ставим перед собой цель, так и при выполнении аппликации нам нужно четко знать, чего же мы хотим добиться. А цель проста - необходимо активизировать пассивные и активные движения пальцев рук, научиться вырабатывать положительный настрой при работе с аппликацией (и не только), показывать свое эмоциональное отношение к тому, что мы в результате нашей деятельности получили.

Сформировать умение по выбранному образцу выполнить задание, развивать умение хорошо ориентироваться на плоскости, активизировать свой словарь. Развивать пространственную ориентацию и зрительное внимание, ловкость пальцев рук.

Задачи при работе с аппликацией

У каждого они могут быть свои, но, на мой взгляд, любая задача должна заключать в себе следующее:

  1. Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием.
  2. Развивать творческую фантазию, воображение и активность.
  3. Развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер, а так же познавательный интерес.
  4. Тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различным материалом.
  5. Воспитывать в себе усидчивость, доброжелательность, аккуратность, умение работать индивидуально и в коллективе.

Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, соломка, дерево, бисер, ткань и т.д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики рук салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками мы постоянно сминаем их кончиками пальцев в комочки. Это нужно для того, чтобы заполнить контуры рисунка. Эти комочки мы приклеиваем на определенные места. Работу можно проводить как индивидуально, так и коллективно. Коллективные работы, которые выполнены салфеточной аппликацией, отличаются своим художественным вкусом и красочностью. Те, кто занимаются этой аппликацией с огромным удовольствием и получают удовлетворение от выполненной работы своими руками. Со временем пальчики становятся более ловкими, а выполненные аппликации более сложными. Видя свой успех, который человек достиг и свою готовую работу, нет предела радости, особенно у ребенка, гордости и восхищения за свой труд.

Первоначально отметим, что в соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 содержание образования определенного уровня определяется образовательными программами. Учебный план является нормативно-правовой основой, раскрывающей специфику деятельности ДОУ в содержательном и процессуальном направлениях. Учебный план ДОУ принимается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» .

В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки одной из образовательных областей дошкольного образовательного учреждения является художественное творчество (рисование, аппликация, лепка).

Обязательное проведение занятий по аппликации в дошкольном учреждении является не случайным. Как уже отмечалось, в работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддьякова Н.Н., установлено, что дошкольники способны в процессе чувствительной деятельности, в том числе аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Отсюда возникает необходимость в привлечении детей к занятиям аппликацией, т.к. они при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Жарова Т.В. в своем исследовании доказала, что система развивающих занятий по художественной аппликации, включающая задания на освоение модельной и художественно-символической форм опосредствования, способствует решению «открытых творческих» задач и может быть направлена не только на развитие познавательных и творческих способностей, но и способствует общему личностному развитию ребенка. Автор отмечает высокую взаимосвязь познавательного и творческого развития старших дошкольников, а также взаимосвязь творческого развития и уровня символических представлений детей.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая -- не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, различные природные материалы и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А, как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.

На занятиях по аппликации развивается мелкая моторика детей, а, следовательно, развивается и речь: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, положительно влияют на формирование связной речи.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение аппликацией требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.

Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, аппликация содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Детская аппликация, как вид изобразительного творчества, имеет общественную направленность. Ребенок делает аппликацию не только для себя, но и для окружающих. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творениям. Они чутко реагируют на замечания, оценку родителей, педагога, сверстников. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Обще групповые занятия аппликацией содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (когда, например, дети пользуются одним набором инструментов, одним клеем, ножницами и т.д.).

Занятия аппликацией способствуют как умственной, так и физической активности. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями вырезать, клеить предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Аппликация является также одним из средств эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Таким образом, можно сделать вывод: что использование аппликации оказывает большое значение для развития детей дошкольного возраста. В процессе занятий аппликацией развивается:

Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Сенсорное восприятие, глазомер;

Логическое воображение;

Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);

Художественные способности и эстетический вкус;

Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

На современном этапе одной из важнейших задач педагогической теории и практики является формирование творческой личности. Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Современное направление системы дошкольного образования требует от педагога умения видеть в ребенке начало формирования личности. Поэтому не случайно появление в педагогической практике тенденции к интеграции содержания форм работы с детьми. Особенно важно появление интеграции в творческом развитии детей. С первых дней жизни человек начинает развиваться как личность. Развитие является необходимым условием существования личности. Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого».

Организация увлекательной и содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении, насыщение его яркими впечатлениями, обогащение его эмоционально-интеллектуального опыта, который является основой для возникновения замыслов и развития воображения. Все это создает предпосылки творческого развития дошкольников в изобразительной деятельности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна определенная потребность в творческой деятельности, что свидетельствует о наличии у них способностей, требующих внимания и правильного педагогического руководства.

В своем творческом развитии дошкольник проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа - представления к творческому обобщению, от восприятия цельного образа к осознанию его внутреннего смысла осуществляется под влиянием взрослого, т.е. воспитателя. По нашему мнению, развитию творческого потенциала дошкольников в полной мере способствуют творческому развитию дошкольников.

В течение очень длительного времени накапливался материал и опыт по исследованию детского творчества. С годами вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отмечал, что любая практика, любой опыт могут быть усвоенный двумя путями. Один из них - воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий.

Характеризуя творчество дошкольников, А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

В целом мы можем подчеркнуть, что доступной для детского творчества аппликацию делают простота и легкость ее исполнения. Дошкольники могут применять как уже готовые формы определенного цвета, так и творить собственные композиции, вырезывая элементы сюжетных изображений, узоров и т.д. Таким образом, занятия аппликацией являются эффективным средством формирования изобразительных умений и навыков, а также развития творческих способностей дошкольников.

Принято считать одним из видов детского творчества аппликации. И если ваш ребёнок не любит рисовать или лепить, или у него не получается это делать, то в таком случае стоит отметить, что дети, причем все, очень сильно любят клеить и вырезать. А если учитывать, что на сегодняшний день довольно легко и просто купить или найти в Интернете самые разные наборы для аппликаций, то аппликации становятся самыми любимыми развлечениями для многих детей.

Так что же привлекает ребёнка в этом виде творчества? И почему же ребёнку полезно заниматься такой деятельностью как аппликация?

Во-первых, это многогранность развития ребёнка. С помощью развития аппликацией ребёнок учится узнавать и различать фигуры и цвета. Ребёнок становится более внимательным, аккуратным, точным. Малыш, таким образом, познает окружающий мир, развивает моторику рук, а так же развивает свой творческий подход.

Во-вторых, это коллективность всего процесса. Аппликация может позволить разделить свой творческий процесс с родителями или с другими детьми. И при этом ребёнок с огромным удовольствием подключится к такому процессу. А вот занимаясь аппликацией с другими ребятами, ребёнок в себе развивает такие качества, как интеллект, мышление, организованность. Участие взрослого человека поможет направить детское творчество в нужное, а, главное, в правильное русло, причем так же очень грамотно распределить все обязанности.

В-третьих, это развитие навыков. Ведь аппликация представляет собой сложный процесс, который требует от ребёнка немалого ряда навыков и умений. Такой вид творчества основан на постоянном развитии ребёнка. И при этом такие занятие стимулируют самосовершенствование. И современно ребёнок овладеет новыми приемами наклеивания и вырезания.
Помимо этого, создание аппликаций - целая серия последовательных действий. Ребенок, который постоянно занимается аппликациями, развивает в себе такие навыки, как настойчивость, выдержка, аккуратность.